Государственный экологический контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды

 

 

На территории Кабардино-Балкарской Республики государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и Министерством по охране окружающей среды и природопользованию КБР.

Государственному экологическому контролю Кабардино-Балкарской Республики подлежат объекты деятельности, независимо от форм собственности, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Деятельность Министерства по охране окружающей среды и природопользованию КБР регламентирована постановлениями Правительства КБР от 30 ноября 2006 года № 319-ПП «О Министерстве по охране окружающей среды и природопользованию Кабардино-Балкарской Республики» и от 27 апреля 2006 года № 120-ПП «О Перечне объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду и подлежащих республиканскому государственному экологическому контролю», а также законом от 8 августа 2005 года № 59-РЗ «Об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике».

Основные направления работы:

1. Проведение плановых проверок деятельности предприятий и организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики на предмет выполнения требовании природоохранного законодательства.

2. Проведение плановых проверок деятельности предприятий и организаций, плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду.

3. Проведение внеплановых проверок по обращениям граждан и юридических лиц по нарушениям природоохранного законодательства.

4. Проведение плановых проверок деятельности недропользователей.

5. Проведение плановых проверок деятельности водопользователей.

Современная ситуация в области обращения с отходами по прежнему остаётся достаточно сложной и представляет одну из угроз экологической безопасности республики.

В 2008 году министерством в пределах своих полномочий проведен ряд мероприятий по предотвращению любого рода нарушений природоохранного законодательства.

По указанным вопросам отделом государственного контроля проведено 1208 проверок деятельности природопользователей по соблюдению требований природоохранного законодательства, из них 785 плановых и 423 внеплановых.

Выявлено 715 нарушений, составлено 295 протоколов, все материалы рассмотрены в срок, в 368 случаях вынесены постановления о наложении административного штрафа на сумму 1395 тыс.руб., из них взыскано 439 тыс.руб. Материалы о добровольном не погашении штрафов природопользователями направлены в службу судебных приставов.

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что нарушаются, преимущественно, требования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Анализ результатов проверок свидетельствует о недостаточной работе администраций муниципальных образований по выполнению ими предусмотренных существующим законодательством полномочий в области охраны окружающей среды.

Основным нарушением является неорганизованная система сбора, вывоза отходов, захоронения и переработки бытовых и промышленных отходов или её осуществление на низком уровне, а вследствие этого, наличие несанкционированных мест размещения отходов, нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации объектов размещения отходов. По прежнему много времени уделено на обеспечение ликвидации этих свалок, в течение 2008 года привлечены к административной ответственности 62 главы администраций. Как отмечалось ранее, на сегодняшний день ни одна свалка не соответствует требованиям санитарных норм и правил, а их на 01.01.2009 г. – 299. В течении 2008 года по настоянию инспекторов, главами нескольких поселений было рекультивировано несколько десятков, находящихся на видных местах, свалок. Однако в течении буквально нескольких дней свалки образовываются, кажется, с ещё большим энтузиазмом, так как подъездные пути после рекультивации становятся более удобными.

Учитывая, возрастающие объемы несанкционированных свалок в поселениях, усилено взаимодействие с участковыми инспекторами. С участием сотрудников органов внутренних дел проведено 68 проверок, прокуратуры – 101 проверка.

 

 

Рисунок № 7. Количество свалок, не имеющих решение о землеотводе