Производственная программа автотранспортного предприятия

В практике часто получается, что фактический пробег автомобилей за отчетный период значительно отличается от планового. В этом случае необходимо пересчитать плановые задания по количеству и объему технических воздействий на фактический пробег автомобилей.

После выполнения необходимых корректировочных расчетов составляются: плановое задание по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей по плановому пробегу, которое затем корректируется по фактическому пробегу; отчет по числу выполненных технических обслуживании, объему текущих ремонтов и количеству капитальных ремонтов; плановые и фактические затраты по каждому виду технического обслуживания и ремонта автомобилей.

В частности, по каждому виду технического обслуживания и ремонта должны быть установлены: периодичность выполнения технических обслуживаний и ремонтов; объем работ по каждому виду технического обслуживания и ремонтам; производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих и уровень механизации работ; простой автомобилей в ТО-2, текущих и капитальных ремонтах; межремонтные пробеги автомобилей.

По техническому обслуживанию и ремонтам подвижного состава должны быть заданы плановые удельные показатели работы технической службы:

• межремонтные пробеги автомобилей;

• трудоемкость технических обслуживании и текущих ремонтов на1000 км пробега;

• простой автомобилей в ТО-2 и капитальном ремонте в днях;

• простой автомобилей в текущих ремонтах в днях на 1000 км пробега;

• затраты на технические обслуживания и текущие ремонты на1000 км пробега;

• производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих;

• коэффициент технической готовности автомобильного парка.

В соответствии с коэффициентом технической готовности автомобильного парка производится расчет производственной программы по перевозкам.

Планирование потребности в материальных ресурсах

Бесперебойное обеспечение АТП подвижным составом, оборудованием, топливом, материалами, запасными частями, шинами, инструментом способствует успешному выполнению перевозок, является условием ритмичной работы предприятия. Оно создает предпосылки для лучшего использования подвижного состава и повышения производительности труда.

Потребность в ресурсах в АТП складывается из потребностей в перевозочной работе, капитальном строительстве, внедрении новой техники, включает также ремонтно-эксплуатационные нужды и потребность в создании необходимых запасов.

Основой для планирования потребности в материальных и топливно-энергетических ресурсах являются нормы их расхода.

Под нормой расхода понимают предельно допустимую величину расхода ресурсов на производство единицы продукции.

Нормы должны быть прогрессивными, т. е. должны устанавливаться на основании передового опыта и достижений науки и техники.

Потребность топливапо маркам автомобилей определяется на основании линейных норм расхода, установленных на 100 км пробега и норм на 100 т*км (для бортовых автомобилей и автопоездов), на одну ездку с грузом (для автомобилей-самосвалов) с учетом условий эксплуатации.

Потребность автомобильного парка в бензине и дизельном топливе укрупненно планируют исходя из запланированного объема перевозочной работы и удельных (групповых) норм расхода.

Общая потребность в инструментескладывается из расхода инструмента на планируемый период и оборотного фонда инструмента. При определении потребности учитывается фактический запас инструмента на начало планируемого периода. Расход инструментов определяется на основе норм их расхода и планового объема работ. Оборотный фонд инструментов образуется из инструментов, находящихся на рабочих местах, в инструментально-раздаточных кладовых и в центральном инструментальном складе.

При установлении потребности в материальных ресурсах учитывают мероприятия, обеспечивающие экономное расходование материальных ресурсов. Экономное, более рациональное их использование позволяет выпускать больше продукции при том же расходе ресурсов, экономить труд, затрачиваемый на их добычу и производство, снижает затраты на изготовление единицы продукции.

Добиться экономного расходования материальных ресурсов на автомобильном транспорте можно путем снижения удельных норм расхода топлива, увеличения пробега шин, уменьшения расхода запчастей и материалов.

Это достигается за счет улучшения использования подвижного состава, повышения объема транспортной продукции с километра пробега, своевременного и качественного выполнения ТО автомобилей, в частности, своевременного проведения смазочных, крепежных и регулировочных работ.

Оперативно-производственное планирование

Завершающим этапом плановой работы служит оперативное планирование, в ходе которого годовые (квартальные) задания доводятся до производственных подразделений (колонн, участков, цехов, бригад) и конкретизируются сроки их выполнения (месяц, декада, сутки, смена).

Экономическое значение оперативного планирования на АТП слагается из следующих взаимосвязанных элементов: сменно-суточное планирование перевозочной работы; календарно-плановые расчеты производственных процессов технического обслуживания транспортных средств, включая расчеты загрузки оборудования и площадей; установление производственных заданий по цехам, зонам, участкам, рабочим местам; оперативный учет, контроль и регулирование хода производства.

Оперативное планирование — конечная стадия технико-экономического планирования, т. е. функция доведения плановых заданий до исполнителя, с одной стороны, и функция оперативного управления — с другой. Каждая из этих функций выполняется на СТО различными функциональными подразделениями: планирование — экономической службой СТО; оперативное управление — подразделением по работе с клиентурой, производственно-диспетчерским отделом и цеховым персоналом (мастерами, старшими мастерами, начальниками цехов).

Оперативное управление заключается в оперативной подготовке производственного процесса. В широком смысле подготовка производства включает в себя изучение и формирование спроса, разработку форм и видов услуг, создание производственных мощностей, подготовку кадров, совершенствование оборудования, технологии, организации производства.

Главным содержанием оперативного планирования являются разработка и установление для цехов, участков, бригад, звеньев и отдельных исполнителей обоснованных заданий по выполнению производственной программы на короткий период времени (месяц и менее).

Объемное планирование заключается в установлении плановых заданий исполнителям по объему работ. Плановые задания могут устанавливаться в натуральном измерении (количество выполненных заказов обслуженных или отремонтированных автомобилей и агрегатов) в трудоемкости (число человеко-часов на данный вид работы, норма времени на операцию или совокупность операций), в стоимостном выражении (объем услуг данного вида в час, смену, месяц).

Оперативное планирование.Основными задачами оперативного планирования являются обеспечение ритмичной работы всех звеньев производства и точного выполнения плана автомобильных перевозок, выявление дополнительных резервов производства и организация их правильного использования.

Важнейшим документом оперативного планирования является план перевозок, в котором определяется потребность в подвижном составе для выполнения заявок грузовладельцев.

Планово-экономический отдел АТП разрабатывает оперативные планы для производственных подразделений в форме планов-заданий сроком на один месяц или квартал с месячной разбивкой.

Оперативные сменно-суточные планы перевозок грузов составляют работники службы эксплуатации, а оперативные сменно-суточные планы выполнения производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту — работники технической службы.

Оперативный сменно-суточный план перевозок составляется с учетом факторов, влияющих на производительность автомобиля, а также установленных нормативов. Этот план служит основой для разработки графика выпуска автомобилей на линию. Оперативные сменно-суточные планы ремонтной зоны разрабатываются с учетом потребности в выпуске парка и обеспечения минимального простоя подвижного состава по вине производственных участков при заданном сроке выполнения заданий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Оперативное планирование работы производственных подразделений приобретает особое значение при внутрихозяйственном расчете. В этом случае следует учитывать производственную структуру подразделений. Для планирования их работы на основе анализа отчетных данных разрабатываются внутренние нормативы, которые периодически пересматриваются в связи с внедрением новой техники и достижений науки.

Планы-задания разрабатываются при обязательном участии начальников автомобильных колонн, цехов или производственных участков, состоящих на внутрихозяйственном расчете, утверждаются начальником АТП и доводятся до каждого рабочего места. Они также обсуждаются на собраниях коллективов хозрасчетных автомобильных колонн, цехов и участков.

Оперативные планы— задания хозрасчетных подразделений технической службы (зона технического обслуживания, зона ремонта, куда включаются производственные цехи и участки АТП), имеют большое сходство по своей структуре и различаются показателями производственной программы и калькуляцией себестоимости продукции. Эти различия обусловлены спецификой производственного процесса хозрасчетного подразделения