Лекция 11. Автосервисные предприятия

 

Автосервисные предприятия выполняют работы по сервисному обслуживанию подвижного состава, принадлежащего юридическим и физическим лицам. Автосервисные предприятия обычно бывают специализированными, т.е. обслуживают автомобили определенных типов (грузовые или легковые). Такие предприятия могут иметь большую производственную программу по сервисному обслуживанию автомобилей, что, в свою очередь, дает возможность применять поточный метод обслуживания и использовать высокопроизводительное оборудование. Автосервисные предприятия в последние годы получили широкое распространение. Спрос на их услуги имеет тенденцию к увеличению, что объясняется действием целого ряда факторов:

• вновь создаваемые АТП не обзаводятся сервисной базой, рассчитывая на сервисные предприятия;

• действующие АТП, стараясь снизить себестоимость, предпочитают обслуживать машины на сервисных предприятиях;

• потребители новейших моделей автомобилей желают обслуживать и содержать свои автомобили постоянно на должном комфортном уровне, предпочитая для создания условий комфортности специальное оборудование и квалификационные рабочие кадры.

Таким образом, все больше владельцев техники понимают невыгодность сервисного самообслуживания, что и является главной причиной развития сферы автосервисного обслуживания.

Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. Автообслуживающие предприятия могут временно хранить автомобили, заправлять их автоэксплуатационными материалами. Необходимость в организации и существовании автообслуживающих предприятий объясняется тем, что АТП и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

В категорию «автообслуживающие предприятия» входят:

Ø гаражи-стоянки,

Ø пассажирские автостанции и автовокзалы,

Ø грузовые и топливозаправочные автостанции,

Ø автомойки,

Ø транспортно-экспедиционные предприятия.

Пассажирские и грузовыеавтостанции являются также обслуживающими предприятиями. Пассажирские автостанции осуществляют продажу билетов, выполняют багажные операции, представляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления, а грузовые автостанции осуществляют сбор, хранение и комплектование грузов, выполняют транспортно-экспедиционные и складские операции с грузами, организуются в городах с малоинтенсивным междугородним автобусным и таксомоторным сообщением.

Пассажирские автовокзалы имеют назначением обслуживание междугородных автобусных сообщений. Автовокзалы сооружают в больших городах, где концентрируются начальные пункты междугородных автобусных сообщений с высокой интенсивностью движения. Пропускная способность пассажирских автостанций и автовокзалов определяется величиной суточного отправления пассажиров.

Кроме основных своих функций, эти предприятия выполняют и дополнительные функции, предоставляя всем едущим по автомобильным дорогам, в том числе и водителям грузовых автомобилей, возможность пользоваться буфетом, телефонной связью, санузлами, а зимой обогреваться в теплом помещении.

В номенклатуру сооружений для обслуживания автобусных сообщений, кроме автовокзалов, входят пассажирские автостанции на остановочных пунктах автобусных сообщений, служебные автостанции на конечных пунктах городских маршрутов и автопавильоны на остановочных пунктах автобусных сообщений всех видов.

Грузовые автостанции предназначены для сбора, хранения, комплектования и экспедиции груза. Они обслуживают междугородные, межрайонные и трактовые перевозки. На грузовых автостанциях принимают, взвешивают, выгружают, погружают, перегружают и отправляют грузы, перецепляют прицепы и полуприцепы, оформляют транспортные, складские и экспедиционные операции, обслуживают водителей и при срочной необходимости подвижной состав. Величина станций измеряется грузооборотом и вместимостью складов, а также численностью одновременно находящегося на их территории подвижного состава.

В крупных городах, где сосредоточено несколько конечных станций междугороднего пассажирского сообщения, и организуются автовокзалы, оборудованные посадочными площадками, кассами и залами ожидания. Пропускная способность автостанций и автовокзалов определяется суточным числом отправлений пассажиров.

Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, проживание и т.д. Автостанции создают в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородных автобусных маршрутов.

Автовокзалы осуществляют продажу билетов, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления.


Состав помещений станций и вокзалов, определяемый вместимостью пассажирского здания.

Автозаправочные станции (АЗС) - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом топливом, маслами, смазками, антифризом и водой, а также иногда шинным азотом.

Автозаправочные станции являются специализированными предприятиями по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, антифризом, консистентными смазками, водой и воздухом для подкачки шин.

Как правило, автозаправочные станции специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо.

АЗС подразделяются на городские и дорожные. В свою очередь городские делятся на АЗС общего типа, расположенные вне центральной части города (жилой застройки) и рассчитанные на заправку всех типов подвижного состава и мототехники, и АЗС „тротуарного типа", находящиеся в центральных районах города. Дорожные АЗС располагаются на автомобильных дорогах и предназначены для заправки автомобилей всех типов. Пропускная способность станции определяется количеством заправочных колонок и их производительностью.

На АЗС можно производить дозаправку или замену моторного масла, долив воды, подкачку шин, а также продавать консистентные и моторные масла, тормозную жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусмотрены магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслуживанию и диагностированию автомобилей. Автозаправочные станции создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.

Контейнерные АЗС обладают высокой надежностью и соответствуют требованиям пожарной безопасности.

- мобильные,

- блочные

- модульные

- передвижные

В некоторых случаях станции обеспечивают водителей и пассажиров питанием, а автомобили — простейшими операциями технического обслуживания.

Разновидностью заправочных станций являются заправочные пункты, входящие в состав других автотранспортных предприятий и рассчитываемые лишь на удовлетворение потребностей этих предприятий. Дальнейшее развитие заправочных станций следует осуществлять путем, аналогичным со станциями обслуживания.

Мотели и кемпинги предназначаются в основном для обеспечения автотуристов условиями для отдыха и услугами по содержанию автомобилей. Мотели сооружают на дорогах и вблизи крупных городов, а кемпинги – в местах массового отдыха.

Мотели имеют назначением предоставление автотуристам комфортабельных условий для ночного или длительного отдыха и услуг по обслуживанию автомобилей. Их сооружают на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов. Мотель представляет собой комплекс, состоящий из гостиницы, теплого гаража, площадок для стоянки автомобилей (под навесом и открытых), станции обслуживания автомобилей и автозаправочной станции. Величина мотелей измеряется количеством проживающих туристов и числом размещаемых автомобилей.

Кемпинг имеет назначением предоставление автотуристам условий для отдыха с самообслуживанием на лоне природы. Они сооружаются в живописных местах: в лесу, у реки, озера, моря. Кемпинг представляет собой благоустроенную территорию с распланированными участками размером примерно 15X20 м для установки палаток и стоянки около них автомобилей. На территории сооружают минимальный комплекс постоянных строений: контора, продовольственный магазин, павильоны для приготовления пищи, столовые, душевые, умывальные, уборные. Величина кемпингов измеряется аналогично мотелям.

Транспортно-экспедиционные предприятия автомобильного транспорта. Назначение транспортно-экспедиционных предприятий - транспортно-экспедиционное обслуживание населения, оказание услуг по договору транспортной экспедиции (без работ и услуг, выполняемых по заказам населения), сопутствующих перевозкам на всех видах транспорта, и организация туристских перевозок.

Объектом статистического наблюдения на транспортно-экспедиционном предприятии являются переработка грузов с выполнением транспортно-экспедиционных операций и услуг, наличие складов и контейнерных площадок, наличие погрузочно-разгрузочных механизмов, контейнеров в распоряжении предприятия (собственных и арендованных).

На договорных началах ТЭП используют подвижной состав автотранспортных предприятий, а наиболее крупные имеют свой подвижной состав и автотранспортные предприятия, которые входят в состав производственных объединений транспортно-экспедиционного обслуживания населения.

ТЭП выполняют основные услуги но доставке мебели, товаров, топлива, строительных материалов населению, осуществляют перевозку домашних вещей, грузов в контейнерах и мелкими отправками в междугородном сообщении, принимают от индивидуальных владельцев в ремонт шины легковых автомобилей, продают талоны на топливо и смазочные материалы, оказывают услуги по хранению автомобилей на платных стоянках, по предварительной продаже билетов на все виды транспорта, по приему заказов на обслуживание транспортом, осуществляют перевозку сельскохозяйственных грузов и др.

Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки автомобилей топливом, маслами, охлаждающей жидкостью, а также для подкачки шин. В частности, газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе, заправляются на автомобильных газонаполнительных станциях (АГНС), а работающие на сжатом природном газе - на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Кроме того, на заправочных станциях могут продаваться различные смазочные и другие эксплуатационные материалы.

Гаражи предназначены для содержания подвижного состава, которое заключается в его хранении, периодическом техническом обслуживании и текущем ремонте.

По характеру перевозок, выполняемых подвижным составом, и в соответствии с его типажом гаражи могут быть предназначены:

Ø для грузовых автомобилей,

Ø для легковых автомобилей,

Ø для автобусов или для тех и других.

Кроме того, гаражи грузовых автомобилей и гаражи автобусов подразделяются на гаражи, обслуживающие междугородные и городские перевозки, а гаражи легковых автомобилей — на таксомоторные, ведомственные и кооперативные. Последние предназначены для хранения частных автомобилей, обслуживание которых возлагается на другие предприятия (станции обслуживания и др.).

В зависимости от характера и объема работ по содержанию подвижного состава гаражи подразделяются на:

Ø комплексные

Ø некомплексные.

В первых выполняют все виды технического обслуживания и текущий ремонт, включая замену агрегатов, механизмов, узлов и деталей, а во вторых — только простейшие часто повторяемые виды воздействий по техническому обслуживанию и мелкому текущему ремонту.

Независимо от степени технической самостоятельности гаражей их неотъемлемой функцией является хранение подвижного состава.

Размер гаражей определяется обычно списочной численностью подвижного состава. Однако этот параметр не является исчерпывающим. В действительности размер гаража зависит также от суточного пробега, грузоподъемности и режима эксплуатации подвижного состава. Сложившийся размер современных комплексных гаражей имеет весьма широкий диапазон: для грузовых автомобилей— от 100 до 800 ед., для автобусов — от 100 до 500 и для автомобилей-такси—от 200 до 1000 ед.

По способу хранения автомобилей гаражи подразделяются на гаражи с открытым хранением и гаражи с частично или полностью закрытым хранением.

Гаражи-стоянки. Это предприятия, главная задача которых — хранение автомобилей. Обычно такие гаражи бывают домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специальных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или наземным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.

Гаражи-стоянки предназначены только для хранения автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.

Гаражи-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев называют иногда стоянкой общего пользования или гаражом-гостиницей (мотель). В некоторых гаражах-гостиницах проводится не только хранение, но и обслуживание и ремонт автомобилей. Гараж для временного хранения автомобилей туристов называется кемпингом.

Иногда в гаражах-стоянках выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ежедневного обслуживания и ТО-1) и снабжению эксплуатационными материалами. Они могут быть филиалами комплексных предприятий и организовываться на конечных или промежуточных пунктах междугородных маршрутов.

Автомобильная мойка призвана сделать любой автомобиль сверкающим в короткие сроки. Ведь чистый автомобиль – это уверенность и гордость, а так же реальная экономия времени для каждого владельца. Современные автоматические мойки обеспечивают клиентам высокое качество услуг, существенно уменьшая риск воздействия на лакокрасочное покрытие автомобиля негативных факторов (абразивное действие частиц грязи и пыли, повреждения при использовании губок, щеток и т.п.).

Стоянки предназначены для открытого и закрытого хранения подвижного состава, но в отдельных случаях могут включать здания и сооружения для мойки, ТО и ремонта автомобилей. Стоянки общего пользования в основном предназначены для хранения легковых автомобилей, принадлежащих населению. Различают стоянки:

Ø для постоянного хранения автомобилей (в жилой застройке)

Ø для временного хранения - в основном у общественных, административных, торговых, спортивных зданий и сооружений.

Типы стоянок:

Ø закрытого типа,

Ø частично закрытого типа

Ø открытого типа.

Тип стоянки зависит от климатических условий, эксплуатационных и экономических факторов и типа подвижного состава. В холодных климатических условиях предприятия вынуждены строить теплые закрытые стоянки (в первую очередь для легковых автомобилей и автобусов). При отсутствии средств на строительство крытых стоянок обогрев автомобилей в зимнее время осуществляется на открытых стоянках.

По способу установки автомобиля на место расстановка подразделяется на тупиковую и прямоточную. Классификация способов расстановки автомобилей на стоянках дана ниже.

 

Рис. Классификация способов расстановки автомобилей

 

 

Терминалы.Транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым — грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.

Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.

Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедиционного обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями. Кроме того, терминалы работают как пункты накопления и распределения средних и крупных партий груза (распределительные пункты).

Организация хранения и переработки грузов на терминалах выполняется на основе договора транспортной экспедиции, при этом экспедитор действует в этих условиях, как правило, от своего имени.

Технология хранения и перевозки грузов зависит от сроков хранения, объемов переработки и хранения грузов, вида грузов и других условий. Эти условия рекомендуется отражать в договоре транспортной экспедиции на хранение и переработку грузов или в соответствующем разделе общего договора транспортной экспедиции.

Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал.Представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д.

Строят такие терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта.

Контейнерные площадки.Обеспечивают накопление, хранение и отправку получателю грузов, поступивших в контейнерах, площадки строят вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.

Грузовые станции.Создают в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабатываются (сортируются) и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправителя.