Внимание как интериоризированная и автоматизированная форма умственного контроля над выполнением ориентировочных действий
Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:
• внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс; оно открывается как направленность, последовательность, сосредоточенность любой формы деятельности;
• внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта.
1. Формирование умственных действий представляет собой двойное образование: а) мыслимое предметное содержание;
б) собственно процессы мышления как психические действия, направленные на определенное предметное содержание.
2. Внутреннее внимание формируется из контроля над психическим (умственным) действием, обращенным на предметное содержание.
3. Любое действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Когда действие становится умственным и сокращенным, то:
• ориентировочная часть действия превращается в построение предметного поля возможных действий (понимание);
• исполнительная часть действия преобразуется в ассоциативное выполнение операций в умственном плане сознания над мыслимым содержанием предмета действия;
• контрольная часть действия преобразуется в акт обращения «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные преобразования.
4. Контрольная часть действия, становясь умственной, автоматизированной и сокращенной, образует внимание.
• На первых этапах своего формирования действия контроля сами требуют внимания.
• Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает особую форму контроля.
5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение контрольной части действия - стихийно или путем планомерного усвоения, будут автоматизироваться различные механизмы внимания.
• Автоматизация стихийно складывающегося контроля над выполняемым действием образует непроизвольные формы внимания.
• Автоматизация произвольно организованного контроля над выполняемым действием, исходно опирающегося на осознаваемые критерии, образует произвольные формы внимания.
Гк
20. Заказ №4624.
6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в умственную форму и сокращения) контрольная часть действия осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два основных свойства внимания - избирательность и положительное влияние на деятельность, с которой оно связано.
7. Организация произвольного контроля предполагает два взаимосвязанных типа операций:
• установление порядка операций и действий контроля;
• выделение четких критериев, на которые ориентируются контрольные операции и действия (объекты, предметы, их свойства, которые требуется контролировать).
8. Для формирования нового приема произвольного внимания необходимо наряду с основной деятельностью сформировать умственный автоматизированный план контроля и проверки хода ее выполнения и верности получаемых результатов.
Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.
• Контроль, направленный на физиологические процессы, может приводить к психогенным нарушениям и заболеваниям - неврозам.