А) Стадия дооперационалъного интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образ­ные) схемы с одновременным развитием знаково-символи-ческих функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспро­изведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет коорди­нации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость опера­ций; речевые действия ребенка в этот период следуют за об­разными представлениями).

2 - 4 года - появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4 - 6 лет - интуитивное мышление, опирающееся на вос­приятие.

6 - 8 лет - интуитивное мышление, опирающееся на бо­лее расчлененные представления.

Б) Стадия конкретных операций

Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, пере­ходить от одной «точки мыслительного пространства» к дру­гой в плане представлений. Группировка - закрытая обрати-

 

мая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассо­циативность, общая и специальная идентичность.

8 - 10 лет - простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.

9 - 12 лет - система операций: система координат, проек­тивные понятия.