А. Н. Леонтьев
1. Источником формирования и развития мотивационной сферы человека являются изменения в его деятельности.
Формирование нового мотива одновременно есть возникновение новой деятельности.
• Мотив — «опредмеченная потребность» - предмет (воспринимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.
2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.
• Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы не направленного поискового поведения.
Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность.
• В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятельностей, через овладение способами производства различных предметов и способами их использования.
3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смысл ообразующую функции.
• Процесс деятельности направляется определенным мотивом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.
• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях - как значения; б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека - как личностный смысл.
• По отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом.
4. Мотивационное значение предметов, действий, событий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.
5. По мере овладения субъектом определенными действиями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятельный мотив - формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархическую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта (см. выше: теории личности).