А. Н. Леонтьев

1. Источником формирования и развития мотивационной сферы человека являются изменения в его деятельности.

Формирование нового мотива одновременно есть возникно­вение новой деятельности.

Мотив — «опредмеченная потребность» - предмет (воспринимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.

2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.

• Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы не­ направленного поискового поведения.

Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребно­сти, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, кото­рые в дальнейшем начинают направлять деятельность.

• В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятельностей, через овладение способами производства различных предметов и способами их использования.

3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смысл ообразующую функции.

• Процесс деятельности направляется определенным моти­вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.

• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях - как значения; б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека - как личностный смысл.

• По отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отно­шения и связи друг с другом.

 

 

4. Мотивационное значение предметов, действий, собы­тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрица­тельных эмоциональных переживаний.

5. По мере овладения субъектом определенными действи­ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель­ный мотив - формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи­ческую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта (см. выше: теории личности).