Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики

1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребно­стей организма и его предметного окружения (актуального,

 

наличного или представляемого, которое требуется обнару­жить или создать в ходе деятельности).

• Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.

2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в объективных связях и отношениях как объективные значе­ния.

3. Смысл действия для человека определяется мотивом деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав ко­торой действие входит.

4. Действие как составляющая деятельности позволяет реализовать предметные связи «организм - среда», с одной стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды - с другой.

5. Реализация любого действия включает совокупность ориентировочных (познавательных), исполнительных и конт­рольных операций.

Следует различать: а) приспособительные операции, кото­рые формируются неосознанно, путем приспособления движений к условиям выполнения действия; б) сознатель­ные операции, которые формируются путем автоматиза­ции и объединения действий.

6. В действии на основе ориентировочных операций по­рождается и развивается образ окружающего мира путем ак­тивного «уподобления» движений органов чувств предметно­му окружению. По мере своего формирования образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.

7. Действие по мере своего развития может преобразовы­ваться в нескольких направлениях.

• Как процесс, исходно зависящий от актуальной естествен­ной потребности и непосредственного предметного окру­жения, действие может принимать культурные, опосредст­вованные орудиями и знаками формы, приобретая все бо­лее надситуативный характер.

 

и*

 

 

• Как составляющая деятельности действие может преобра­зовываться:

- путем автоматизации в операцию - способ выполне­ния других более сложных действий;

- путем приобретения личностного смысла для субъек­та («осознаваемый мотив-цель») - в самостоятельную деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

• Как активный, живой, протекающий в предметной среде процесс внешнее практическое действие может преобра­зовываться в действие «идеальное», протекающее во внут­реннем, умственном плане сознания.