Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к анализу и объяснению психических явлений
Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. В числе основоположников этого направления чаще всего указываются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоретические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР и России.
В настоящее время по широте и глубине разработки основных методологических и теоретических вопросов с современным отечественным системно-деятельностным подходом к объяснению психических явлений не может конкурировать, пожалуй, ни одно из альтернативных теоретических направлений мировой психологии.
Л. С. Выготский (1896 - 1934) Культурно-историческая теория развития высших психических функций человека
Вводимые в психологию методологические принципы
1. Объяснить психические явления можно только путем исследования закономерностей их формирования и развития. Изучение психики требует использования генетических методов исследования и объяснения.
2. Для верного объяснения психических явлений требуется их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по единицам предполагает:
• выделение такого целостного объекта или процесса, которому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого явления;
• представление в таком объекте или процессе всех существенных связей и существенных для данного объяснения характеристик объекта;
• возможность наблюдения (опытного изучения) такого объекта или процесса (операционализируемость).