Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к анализу и объяснению психических явлений

Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. В числе основоположников этого направления чаще всего указываются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоре­тические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР и России.

В настоящее время по широте и глубине разработки основных методологических и теоретических вопросов с со­временным отечественным системно-деятельностным под­ходом к объяснению психических явлений не может конку­рировать, пожалуй, ни одно из альтернативных теоретиче­ских направлений мировой психологии.

 

Л. С. Выготский (1896 - 1934) Культурно-историческая теория развития высших психических функций человека

Вводимые в психологию методологические принципы

1. Объяснить психические явления можно только путем исследования закономерностей их формирования и разви­тия. Изучение психики требует использования генетических методов исследования и объяснения.

2. Для верного объяснения психических явлений требует­ся их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по еди­ницам предполагает:

 

• выделение такого целостного объекта или процесса, кото­рому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого явления;

• представление в таком объекте или процессе всех сущест­венных связей и существенных для данного объяснения характеристик объекта;

• возможность наблюдения (опытного изучения) такого объекта или процесса (операционализируемость).