Высшие кортикальные уровни символических координации (уровень Е)

Характеристика движений: движения подчинены не физи­ческим предметам, а умственным схемам, понятиям, сим­волическим операциям, отвлеченному замыслу.

• Данный уровень регуляции действий связан с высшими психическими функциями и организацией умственных действий.

 

9. Каковы основные этапы процесса формирования двига­тельного умения и навыка?

Формирование двигательных умений и навыков предпо­лагает ряд основных периодов:

1. Период первоначального знакомства с движением - вы­явле-ние операционально-двигательного состава движе­ния:

• ознакомление с тем, как выглядит движение внешне, «сна­ружи»;

• прояснение внутренней картины движения - перешиф­ровка внешних афферентных сигналов: а) во внутренние программы движения; б) афферентные команды, обеспе­чивающие отработку правильных коррекций;

• распределение сенсорных коррекций по иерархическим уровням организации движений.

 

 

 

 

2. Период автоматизации движений:

• постепенная передача отдельных компонентов движения или всего движения полностью в ведение фоновых уров­ней;

• увязка, согласование деятельности всех низовых уровней сенсорных коррекций;

• подбор имеющихся двигательных программ, которые сло­жились ранее для реализации других движений и могут входить в состав нового двигательного действия.

3. Период стабилизации и стандартизации двигательного навыка:

• достижение прочности и помехоустойчивости выполняе­мого движения;

• достижение стереотипности путем эффективного исполь­зова-ния реактивных и инерционных сил с целью обеспече­ния динамической устойчивости траектории движения.

 

Александр Романович Лурия (1920 - 1975)

Теория системной динамической локализации высших психических функций в мозге

1. В чем заключаются основные особенности высших психи­ческих функций человека?

Высшие психические функции человека (ВПФ) - это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные (орудиями, языком, знаками) по своему строению, сознательные и про­извольные по способу своего функционирования (Л. С. Вы­готский).