Основные методологические принципы отечественной психологии
Принцип детерминизма', все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следст-венным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов - основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.
Принцип системности, для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,
• которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;
7*
• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;
• на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.
Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности.
Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.
Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологии-ческой активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), - один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.
Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые
активные организмы - одна из центральных нерешенных проблем биологии.
Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:
• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);
• в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества;
• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики.
Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.
Принцип историзма: объяснение особенностей и закономернос-тей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.
Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.