Тема № 1. Языкознание как наука.

1.Цели и задачи курса «Введение в языкознание».

2.Языкознание в системе научных дисциплин.

Связь языкознания с другими науками.

3.Языковые единицы и языковые отношения.

4.Аспекты и школы современного языкознания.

 

Курс «Введение в языкознание» призван познакомить студентов с основами науки о языке, расширить и углубить их лингвистический кругозор, дать представление об основных лингвистических терминах, выработать первые навыки лингвитсического наблюдения и лингвистического анализа. Этот курс является введением в изучение всех лингвистических дисциплин. Курс излагает основные проблемы науки о языке, без знания которых невозможно осмысленное восприятие отдельных разделов и тем языкознания.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Как и всякая наука, языкознание возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развивалось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языкознания условно различают частное и общее. Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков. Оно может быть синхроническим, либо диахроническим. Общее языкознание исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

Языкознание тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Так как язык – общественно-историческое явление, языкознание входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология. Поскольку язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языкознание имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языкознанием в контакте с антропологией.

В соответствии с функциональным принципом членения языка различают номинативные, коммуникативные и конструктивные единицы языка, имеющие в языке разное назначение. Номинативные единицы (знаменательные слова, идиомы, составные термины) обозначают отдельные объекты, действия, качества и выражают понятия и представления. Коммуникативные единицы формируют и выражают мысль, сообщение (предложения). Конструктивные единицы используются в языке в качестве стоительного материала для образования номинативных и коммуникативных единиц (фонемы и морфемы). Языковые единицы могут быть двусторонними и односторонними. Обладая планом выражения и планом содержания такие единицы как слово, морфема и предложение являются двусторонними единицами языка: слово в тексте и морф –двусторонние единицы речи, а лексема и морфема – двусторонние единицы языка. К односторонним единицам относятся фонемы. Фонема собственного значения не имеет, но различает единицы более высокого уровня –морфемы. Ср.: дом, дым, дам, дум.

Между языковыми единицами одного уровня существуют отношения двух видов – парадигматические и синтагматические. Парадигматические отношения – отношения взаимной противопоставленности в системе языка между одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон-ворона – ворону и т.д.( грамматическая падежная парадигма), ворон - сокол- ястреб- коршун (лексическая парадигма). Синтагматические отношения– это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется ввиду сам факт сочетаемости ( ворон соединяется с формой кричит, но не с формами кричу и кричишь, с прилагательным старый, но не с наречием старо и т.д.).

При широком понимании современное языкознание охватывает языкознание 20 века. Для языкознания этого периода характерно возникновение разных школ и направлений. Наряду с Лейпцигской школой (младограмматизмом) в последней трети 19в.- начале 20в. оформляются Казанская, Московская, Женевская школы.

Основателем Казанской лингвистической школы был И.А. Бодуэн де Куртенэ, работавший в 1875-1883 в Казанском, а в 1901 – 1916 г.г. в Петербургском университете; его последователи: Н.В. Крушевский и В.А. Богородицкий, а позднее – Л.В. Щерба и Е.Д. Поливанов.

Казанская лингвистическая школа :

1) выделила общее языкознание в особый отдел лингвистики, противопоставив теоретическое и прикладное языкознание;

2) разработала теорию фонемы и фонетических чередований; морфемы , ее видов и морфологических процессов;

 

Основателем Московской лингвистической школы был профессор Московского университета Ф.Ф. Фортунатов; его последователи: Е.Ф. Будде, В.К. Поржезинский, М.М. Покровский, Д.Н. Ушаков, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский.

Московская лингвистическая школа:

1) разрабатывала вопросы индоевропейской фонетики и морфологии;

2) исследовали историю русского языка;

3) создали учение о форме слова и форме слвосочетания.

 

Основателем Женевской лингвистической школы является Ф. Де Соссюр, который преподавал сначала в Париже, а затем в Женеве; его последователи: Ш. Балли, А.Мейе, Ж.Вандриес, Э. Бенвенист.

Женевская лингвистическая щкола:

1) основное внимание уделяли единицам языка – фонемам, морфемам, формам слов и словосочетаниям;

2) основным вслед за Соссюром считали изучение языковых отношений;

3) лингвистика по мнению Соссюра является совокупностью нескольких наук – лингвистики языка и лингвистики речи, внешней лингвитсики и внутренней лингвитики, лингвитики синхронической и диахронической.

 

В 30-40-е годы оформляется новое лингвистическое направление – структурализм. Ведущими направлениями, школами структурализма являются Иельская ( Л.Блумфилд З.Харрис, Ч.Хоккет): считали объектом лингвитики –текст, его отрезки (сегменты)-фоны и морфы, слово понимается как последовательность фонем и морфем, основной задачей считали разработку и усовершенствование методики описания; поэтому Иельскую школу называли школой дескриптивнойлингвистики; Пражская (В.Матезиус, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, Б.Гавранек, В.Скаличка: характерно разделение языка и речи, теория функции занимает первостепенное место; поэтому эту школу называют школой функциональной лингвистики; и Копенгагенский кружок (Л.Ельмслев): разработал теорию глоссематики, методика Ельмслева является примером логико-математического моделирования. Другим примером такого исследования является генеративнаяграмматика и трансфармационная методика американского ученого Н. Хомского .

Абстрактно-логический характер учений структурализма вызвал в середине 60-х годов не только критику их концепций, но и значительный интерес к вопросам социологии языка и психологии речи, к проблемам инженерного языкознания.

Большой вклад в развитие языкознания внесли представители советскогоязыкознания (Мещанинов И.И., Щерба Л.В., Шахматов А.А., Виноградов В.В.,Р.И. Аванесов, Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский, С.Д. Кацнельсон, А.И. Смирницкий и многие др.).

Отличительной чертой советского языкознания является признание общественной природаы языка, разработка вопросов социологии языка.

При всем различии подходов к языку и методики анализа у разных школ в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общая лингвистика состоит из 3 основных разделов: внешней лингвистики (экстралингвистики), внутренней лингвистики (интралингвистики), сравнительного языкознания (компаративистики).

Экстралингвистика изучает язык как общественное явление; поэтому ее также называют социологией языка; иногда ее называют функциональной лингвистикой, поскольку изучает общественные и мыслительные функции языка. Экстралингвистика складывается из социолингвистики и менталингвистики.

Менталингвитика изучает связи языка и мышления, разрабатывает теорию языковых значений, их организации, а также связи содержательных сторон языка с речевой деятельностью, контекстом и ситуацией речи.

Интралингвистика изучает внутреннюю систему языка, ее единицы и категории, ее уровни и их структуру.

Компаративистика возникла как сравнительно-историческое языкознание, опирающееся на сравнительную фонетику и морфологию индоевропейских языков.

Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное).