ТЕМА. Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Менделирующие признаки человека. Генотип как система взаимодействующих генов
ЦЕЛЬ: изучить закономерности наследования при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Знать цитологические основы законов Г.Менделя.
Мотивационная характеристика.Одна из основных задач медицины – прогнозирование степени риска проявления наследственной патологии у детей, поэтому врачи должны уметь составлять генетические схемы наследования менделирующих и неменделирующих признаков у человека и рассчитывать вероятность проявления их в потомстве.
Задачи:
1. Составить генетическую схему наследования менделизирующих признаков при моно- и дигибридном сращивании (моногенное наследование доминантных и рецессивных признаков).
2. Уметь определять генотип и фенотип потомков по генотипу родителей и генотип родителей по фенотипу детей. Решение задач.
Задание для самоподготовки:
Знать: а) опыты Менделя по моногибридному скрещиванию и выводы из них; б) цитологическое обоснование «чистоты гамет»; в) закон Менделя о независимом комбинировании признаков и цитологические основы законов; г) менделирующие признаки человека; д) генотип как системе взаимодействующих генов; ж) основные понятия современной генетики.
Теоретические вопросы:
1. Генетика: предмет, задачи, методы. Этапы развития генетики. Роль советских ученых (Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, С.Н. Давиденков) в развитии генетики.
2. Основные понятия современной генетики.
3. Первый и второй закон Менделя. Закон «чистоты» гамет. Менделирующие признаки человека. Примеры.
4. Третий закон Менделя. Цитологические основы универсальности законов Менделя. Анализирующее скрещивание.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой генотип? Фенотип?
2. Почему генотип всегда определяет фенотип?
3. Что является главным элементом генетического анализа?
4. Каковы основные принципы гибридологического метода?
5. Чем отличается расщепление по генотипу и по фенотипу?
6. Чем могут объясняться отклонения в расщеплении 3:1?
Литература
1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т.1. – М.: Медицина, 2003.– С. 60–62, 143–144,236–237, 240–242.
2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.256–269, 316–334.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М. Демченко и др. – М.: Медицина, 1996. – С.50–56.
4. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т. 1. – Бишкек: КРСУ, 2012. – С. 96–107.
5. Кобзарь В.Н., Васильченко В.В. Тесты и задачи по биологии. – Бишкек, 2012. – С. 64–66. Задачи 1–18.
ЗАНЯТИЕ N 8