ТЕМА. Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Менделирующие признаки человека. Генотип как система взаимодействующих генов

ЦЕЛЬ: изучить закономерности наследования при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Знать цитологические основы законов Г.Менделя.

Мотивационная характеристика.Одна из основных задач медицины – прогнозирование степени риска проявления наследственной патологии у детей, поэтому врачи должны уметь составлять генетические схемы наследования менделирующих и неменделирующих признаков у человека и рассчитывать вероятность проявления их в потомстве.

Задачи:

1. Составить генетическую схему наследования менделизирующих признаков при моно- и дигибридном сращивании (моногенное нас­ледование доминантных и рецессивных признаков).

2. Уметь определять генотип и фенотип потомков по генотипу родителей и генотип родителей по фенотипу детей. Решение задач.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) опыты Менделя по моногибридному скрещиванию и выводы из них; б) цитологическое обоснование «чистоты гамет»; в) закон Менделя о независимом комбинировании признаков и цитологические основы законов; г) менделирующие признаки человека; д) генотип как системе взаимодействующих генов; ж) основные понятия современной генетики.

Теоретические вопросы:

1. Генетика: предмет, задачи, методы. Этапы развития генетики. Роль советских ученых (Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, С.Н. Давиденков) в развитии генетики.

2. Основные понятия современной генетики.

3. Первый и второй закон Менделя. Закон «чистоты» гамет. Менделирующие признаки человека. Примеры.

4. Третий закон Менделя. Цитологические основы универсальности законов Менделя. Анализирующее скрещивание.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой генотип? Фенотип?

2. Почему генотип всегда определяет фенотип?

3. Что является главным элементом генетического анализа?

4. Каковы основные принципы гибридологического метода?

5. Чем отличается расщепление по генотипу и по фенотипу?

6. Чем могут объясняться отклонения в расщеплении 3:1?

Литература

1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т.1. – М.: Медицина, 2003.– С. 60–62, 143–144,236–237, 240–242.

2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.256–269, 316–334.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М. Демченко и др. – М.: Медицина, 1996. – С.50–56.

4. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т. 1. – Бишкек: КРСУ, 2012. – С. 96–107.

5. Кобзарь В.Н., Васильченко В.В. Тесты и задачи по биологии. – Бишкек, 2012. – С. 64–66. Задачи 1–18.

ЗАНЯТИЕ N 8