I. Объекты налогообложения.
Каждое предприятие должно обеспечить право своих работников на пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Для этого предприятия уплачивают в бюджет единый социальный налог.
Объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) а также по авторским договорам.
Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст.270 НК РФ (или производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций).
Не подлежат налогообложению:
1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2. все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
- выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения.
3. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:
- работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;
- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4. выплаты в натуральной форме товарами собственного производства, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей – в размере до 1 000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц и др.
В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ), помимо указанных выплат, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Право на налоговые льготы по ЕСН имеют общественные организации инвалидов и предприятия, имеющие в штате инвалидов I, II или III группы.
Предприятия-налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
II. Налоговые ставки.
Для всех предприятий-налогоплательщиков, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки:
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социаль-ного страхования | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
Федеральный фонд | Территори- альные фонды | ||||
До 100 000 рублей | 28,0 процентов | 4,0 процента | 0,2 процента | 3,4 процента | 35,6 процента |
От 100 001 рубля до 300000 рублей | 28 000 рублей +15,8 процента с суммы превышающей 100 000 рублей | 4 000 рублей + 2,2 процента с суммы превышающей 100 000 рублей | 200 рублей + 0,1 процента с суммы превышающей 100 000 рублей | 3 400 рублей + 1,9 процента с суммы превышающей 100 000 рублей | 35 600 рублей + 20,0 процента с суммы превышающей 100 000 рублей |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей | 59 600 рублей + 7,9 процента с суммы превышающей 300 000 рублей | 8 400 рублей + 1,1 процента с суммы превышающей 300 000 рублей | 400 рублей + 0,1 процента с суммы превышающей 300 000 рублей | 7 200 рублей + 0,9 процента с суммы превышающей 300 000 рублей | 75 600 рублей + 10,0 процента с суммы превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 83 300 рублей + 2,0 процента с суммы превышающей 600 000 рублей | 11 700 рублей | 700 рублей | 9 900 рублей | 105 600 рублей + 2,0 процента с суммы превышающей 600 000 рублей |
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
Регрессивные ставки налога применяются в том случае, если на момент уплаты налога накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, не менее суммы, равной 2500 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде с начала года.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда.
Уплата налоговых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Средства, начисленные в пользу Федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования на предприятии не расходуются и перечисляются в полном объеме.
Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на выплату следующих пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
- пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больными детьми
- пособий по беременности и родам
- единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
- ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до полутора лет
- единовременных пособий при рождении ребенка
- пособий на погребение
Налоговый и отчетный период.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
III. Синтетический учет расчетов по единому социальному налогу
Для учета расчетов с Государственными внебюджетными социальными фондами используется активно-пассивный синтетический счет 69 «Расчеты с Государственными внебюджетными социальными фондами», к которому открываются субсчета:
69/1 «Расчеты с Фондом социального страхования»
69/2 «Расчеты по Пенсионному страхованию»
69/3 «Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования»
Обороты по кредиту отражают начисление взносов в Государственные внебюджетные социальные фонды, (причем начисленные суммы относятся в дебет тех счетов, куда отнесены выплаты работникам предприятия).
Обороты по дебету отражают перечисление взносов в Государственные внебюджетные социальные фонды, а также использование средств Фонда социального страхования на выплату пособий.
Сальдо по кредиту показывает задолженность предприятия в Государственные внебюджетные социальные фонды.
Сальдо по кредиту может иметь место когда перечислено или израсходовано больше средств, чем начислено.
При составлении баланса дебетовое сальдо по счету 69 отражается в активе по статье «прочие дебиторы».
Обороты по кредитусчета 69:
№ | Содержание хозяйственных операций | Корреспонд.счетов | |
Дт | Кт | ||
Начислены взносы в социальные фонды от основной заработной платы, премий за производственные показатели, отпускных и других выплат,начисленных: а) работникам, занятым монтажом основных средств б) за погрузку, разгрузку, перемещение производственных запасов в) за изготовленную продукцию, (работы, услуги) - рабочим основного производства - рабочим вспомогательного производства - управленческому персоналу цехов - управленческому персоналу предприятия - персоналу, занятому сбытом продукции г) за демонтаж основных средств д) работникам торгующего предприятия е) за работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
Обороты по дебету счета 69:
№ | Содержание хозяйственных операций | Корреспонд. счетов | |
Дт | Кт | ||
Начислены за счет средств Фонда социального страхования пособия по нетрудоспособности и уходу за больными детьми | |||
Выданы прочие пособия за счет средств Фонда социального страхования | |||
Оплачены путевки за счет средств Фонда социального страхования | |||
Перечислены взносы в Государственные внебюджетные социальные фонды |
Тема 10. Учет затрат на производство.
I. Группировка затрат
II. Система счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие формирует себестоимость готовой продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Другими словами, себестоимость показывает, во что обходится организации производство и реализация продукции.
Основные документы, которыми следует руководствоваться при организации учета затрат:
- для целей бухгалтерского учета: “Положения по бухгалтерскому учету», а также отраслевые инструкции по учету, планированию и калькулированию;
- для целей налогового учета: Налоговый кодекс РФ гл.25 «Налог на прибыль».