Введение 4. Техника и формы ведения бухгалтерского учета.
I. Бухгалтерские документы и требования, к ним предъявляемые
II. Учетные регистры и формы бухучета.
III. Способы бухгалтерских исправлений.
I. Бухгалтерские документы и требования, к ним предъявляемые.
Каждая хозяйственная операция оформляется соответствующим первичным документом. Документы подтверждают законность и факт совершения хозяйственной операции. Они используются при выяснении спорных вопросов, при проверках контролирующих органов, для управления и анализа хозяйственной деятельности предприятия.
К бухгалтерским документам предъявляются следующие требования:
1) Документы должны иметь юридическую силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов:
· наименование предприятия
· наименование документа
· дата составления документа
· содержание хозяйственной операции с указанием количества, цены, суммы
· подписи лиц, ответственных за проведение операции
· на отдельных документах должна стоять печать (банковские документы, документы о передаче товаров)
2) Документы должны быть достоверными, т.е. отражать фактическое содержание операции.
3) Текст и цифры в документах должны писаться разборчиво, чтобы не допускать двоякого толкования.
4) Записи сумм в документах производятся не только цифрами, но и прописью.
5) Первичные документы, на основании которых производится прием или выдача денег, полежат обязательному гашению штампом или надписью от руки: “Получено” “Оплачено” “Погашено”, с указанием даты и подписи.
6) Строки, оставшиеся в документах не заполненными, перечеркиваются.
7) Все документы подлежат обязательному хранению:
· большинство первичных документов и бухгалтерская отчетность - 4 года;
· лицевые счета работников (при их отсутствии расчетные ведомости) – 75 лет.
8) В денежных документах не допускается никаких исправлений. В остальных документах исправления могут производиться одним из 3-х методов бухгалтерских исправлений (см. III).
II. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.
Сведения из первичных документов группируются, накапливаются и регистрируются в учетных регистрах.
По внешнему виду учетные регистры представляют собой:
1) книги (журнал регистрации хозяйственных операций, кассовая книга, главная книга);
2) карточки (карточки учета материалов, инвентарные карточки учета основных средств);
3) свободные листы (журналы, ордера).
По степени детализации учета учетные регистры бывают:
1) Синтетические (главная книга, журнал “Главная”);
2) Аналитические (карточки учета материальных ценностей);
3) комбинированные (некоторые журналы-ордера).
Сочетание различных учетных регистров образует разные формы бухгалтерского учета.
Основными формами бухгалтерского учета на сегодня являются:
1) упрощенная форма бухучета (журнал регистрации хозяйственных операций);
2) журнально-ордерная форма бухучета;
3) автоматизированная форма бухучета.
1. Упрощенная форма бухучета (журнал регистрации хозяйственных операций)
2) Журнально-ордерная форма:
Это форма бухгалтерского учета позволяет сократить количество записей и разделить бухучет по отдельным участкам. Журналы - ордера представляют собой таблицы шахматной формы и заполняются по кредитовому принципу, т.е. хозяйственные операции разносятся с кредита какого-либо счета в дебет соответствующих корреспондирующих счетов.
Журналы - ордера достаточно разнообразны, некоторые из них являются регистрами только синтетического учета, например, журнал - ордер № 8. Другие позволяют скомбинировать синтетический и аналитический учет, например, журнал - ордер № 7 (по расчетам с подотчетными лицами), журнал - ордер № 6 (по расчетам с поставщиками).
Отдельные журналы - ордера заполняются в хронологической последовательности. Например, журнал - ордер № 1 по счету 50 “Касса”; журнал - ордер №2 по счету 51 “Расчетный счет”.
Часть журналов - ордеров заполняется только в конце отчетного периода на основании групп однородных документов.
Промышленные предприятия применяют 16 журналов - ордеров.
Малые предприятия используют только часть из них:
№ 1 по кредиту счета 50 “Касса”;
№ 2 по кредиту счета 51 “Расчетный счет”;
№ 6 по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками”;
№ 7 по кредиту счета 71 “Расчеты с подотчетными лицами”;
№ 8 по кредиту счетов 67, 68, 61, 64, 75, 76;
№ 11 по кредиту счетов 41, 42, 43, 44, 62, 90;
По кредиту остальных счетов ведется журнал – «Шахматка»
3) Автоматизированная форма бухучета основана на использовании ПЭВМ и представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.
III. Способы бухгалтерских исправлений.
1. Корректурный. Сущность заключается в том, что ошибочно написанное число аккуратно зачеркивается, сверху записывается правильное число и делается оговорка “Исправленному верить”.
2. Способ дополнительной записи. Если записана меньшая сумма по каждой позиции, то можно сделать дополнительную запись. Этим способом можно исправить ошибку и в журналах - ордерах.
3. Метод красного сторно. Неправильно записанное число повторяется в записи еще раз красным цветом чернил или синим (темным), но в рамке. Затем делается новая запись правильной суммы.
Тема 1. Учет денежных средств в кассе, учет денежных документов и переводов в пути.