Введение 4. Техника и формы ведения бухгалтерского учета.

 

I. Бухгалтерские документы и требования, к ним предъявляемые

II. Учетные регистры и формы бухучета.

III. Способы бухгалтерских исправлений.

 

I. Бухгалтерские документы и требования, к ним предъявляемые.

Каждая хозяйственная операция оформляется соответствующим первичным документом. Документы подтверждают законность и факт совершения хозяйственной операции. Они используются при выяснении спорных вопросов, при проверках контролирующих органов, для управления и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

К бухгалтерским документам предъявляются следующие требования:

1) Документы должны иметь юридическую силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов:

· наименование предприятия

· наименование документа

· дата составления документа

· содержание хозяйственной операции с указанием количества, цены, суммы

· подписи лиц, ответственных за проведение операции

· на отдельных документах должна стоять печать (банковские документы, документы о передаче товаров)

2) Документы должны быть достоверными, т.е. отражать фактическое содержание операции.

3) Текст и цифры в документах должны писаться разборчиво, чтобы не допускать двоякого толкования.

4) Записи сумм в документах производятся не только цифрами, но и прописью.

5) Первичные документы, на основании которых производится прием или выдача денег, полежат обязательному гашению штампом или надписью от руки: “Получено” “Оплачено” “Погашено”, с указанием даты и подписи.

6) Строки, оставшиеся в документах не заполненными, перечеркиваются.

7) Все документы подлежат обязательному хранению:

· большинство первичных документов и бухгалтерская отчетность - 4 года;

· лицевые счета работников (при их отсутствии расчетные ведомости) – 75 лет.

8) В денежных документах не допускается никаких исправлений. В остальных документах исправления могут производиться одним из 3-х методов бухгалтерских исправлений (см. III).

 

II. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.

Сведения из первичных документов группируются, накапливаются и регистрируются в учетных регистрах.

По внешнему виду учетные регистры представляют собой:

1) книги (журнал регистрации хозяйственных операций, кассовая книга, главная книга);

2) карточки (карточки учета материалов, инвентарные карточки учета основных средств);

3) свободные листы (журналы, ордера).

 

По степени детализации учета учетные регистры бывают:

1) Синтетические (главная книга, журнал “Главная”);

2) Аналитические (карточки учета материальных ценностей);

3) комбинированные (некоторые журналы-ордера).

 

Сочетание различных учетных регистров образует разные формы бухгалтерского учета.

Основными формами бухгалтерского учета на сегодня являются:

1) упрощенная форма бухучета (журнал регистрации хозяйственных операций);

2) журнально-ордерная форма бухучета;

3) автоматизированная форма бухучета.

 

1. Упрощенная форма бухучета (журнал регистрации хозяйственных операций)

 


2) Журнально-ордерная форма:

Это форма бухгалтерского учета позволяет сократить количество записей и разделить бухучет по отдельным участкам. Журналы - ордера представляют собой таблицы шахматной формы и заполняются по кредитовому принципу, т.е. хозяйственные операции разносятся с кредита какого-либо счета в дебет соответствующих корреспондирующих счетов.

Журналы - ордера достаточно разнообразны, некоторые из них являются регистрами только синтетического учета, например, журнал - ордер № 8. Другие позволяют скомбинировать синтетический и аналитический учет, например, журнал - ордер № 7 (по расчетам с подотчетными лицами), журнал - ордер № 6 (по расчетам с поставщиками).

Отдельные журналы - ордера заполняются в хронологической последовательности. Например, журнал - ордер № 1 по счету 50 “Касса”; журнал - ордер №2 по счету 51 “Расчетный счет”.

Часть журналов - ордеров заполняется только в конце отчетного периода на основании групп однородных документов.

 

 


Промышленные предприятия применяют 16 журналов - ордеров.

Малые предприятия используют только часть из них:

№ 1 по кредиту счета 50 “Касса”;

№ 2 по кредиту счета 51 “Расчетный счет”;

№ 6 по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками”;

№ 7 по кредиту счета 71 “Расчеты с подотчетными лицами”;

№ 8 по кредиту счетов 67, 68, 61, 64, 75, 76;

№ 11 по кредиту счетов 41, 42, 43, 44, 62, 90;

По кредиту остальных счетов ведется журнал – «Шахматка»

 

3) Автоматизированная форма бухучета основана на использовании ПЭВМ и представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.

 

III. Способы бухгалтерских исправлений.

1. Корректурный. Сущность заключается в том, что ошибочно написанное число аккуратно зачеркивается, сверху записывается правильное число и делается оговорка “Исправленному верить”.

2. Способ дополнительной записи. Если записана меньшая сумма по каждой позиции, то можно сделать дополнительную запись. Этим способом можно исправить ошибку и в журналах - ордерах.

3. Метод красного сторно. Неправильно записанное число повторяется в записи еще раз красным цветом чернил или синим (темным), но в рамке. Затем делается новая запись правильной суммы.

 

Тема 1. Учет денежных средств в кассе, учет денежных документов и переводов в пути.