Помощь комсомола.
Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы:
• В 1928 г. по их инициативе начался Всеказахстанский культурный поход, ставший в реконструктивный период действенной формой ликвидации безграмотности.
• В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев.
• Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы.
Реформирование казахской письменности:
• В 1928 г. казахская письменность была переведена - с арабской графики на латинскую.
• В 1940 г. - письменность была переведена - с латинской на кириллицу.
«Благодаря» этим реформам казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.
2. Система образования Казахстана.
Среднее образование.
В условиях НЭПа, Советское государство не жалело сил для развития просвещения:
• В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР».
• В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток».
• В Шымкенте, Алматы, Туркестане, Урде были открыты специальные школы для девушек-казашек.
• Рост расходов на просвещение: в 1924-1925 гг. они составляли по РСФСР в целом - 30 коп., а по Казахской АССР - 68,9 кои.
• В 1930-31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. — в районах с кочевым населением.
Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнования на дело народного образования предусматривалась материальная помощь учащимся в виде:
• Расширения сети интернатов и общежитий;
• Выдачи стипендий;
Бесплатного снабжения учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, транспортом и т.д. Повсюду создавались общественные фонды по всеобучу. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана
Среднее специальное образование
•За 1925-1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4 821 учащимся.
•Были созданы техникумы - горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный.
•В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов против 24 в 1928 году.
•В годы второй и третьей пятилеток техникумы, включая заочные, ежегодно выпускали от 4000 до 8000 специалистов. На 12 рабфаках обучалось свыше 2800 студентов.
Высшее образование
•1928г.-первый ВУЗ в Казахстане – Казахский педагогический институт, которому позже было присвоено имя великого поэта Абая;
•1929 г. - Алма-Атинский ветеринарно- зоотехнический институт;
•1930 г. - Казахский сельскохозяйственный институт;
•1931 г. (март) - Алма-Атинский медицинский институт, над которым шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия;
•В 1931-1932 гг. - Уральский и Кзыл- Ординский пединституты;
•1934 г. - Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа.
•1934 г. - Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров.
•В Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические;
За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек
3. Становление казахского советского искусства.
Развитие художественной самодеятельности. Октябрьская революция открыла широкий простор самостоятельному творчеству:
• В Оренбурге, Верном, Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах Казахстана возникли клубы, народные дома.
• В городах организовывались казахские и русские хоровые, драматические, литературные кружки, народные театры.
• Театральные передвижные группы ставили реалистические пьесы М.Ауэзова «Попечители народа», «Байбише-токал» («Жены- соперницы»), С.Сейфуллина «Енлик-Кебек», Е.Ерданаева «Малкамбай», Р.Малибаева «Рабыня обычаев» и др.
Изучение музыкального искусства казахов.
• Крупным знатоком казахской музыки был чехА.Бамбоас, инструктор Кокчетавекого укремленного района, бывший военнопленный в империалистической войне;
Огромный интерес к изучению народной музыки проявил - А.В.Затаевнч, русский этнограф и композитор. Он записал более 2.300 народных песен и кюсв и опубликовал:
- В 1925 г. - сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа».
- В 1931 г. - сборник «500 песен и кюйев казахского народа».
Оценка заслуг А.В.Затаевича:
- В 1932 г. - композитор был удостоен звания «Народный артист Казахстана»;
- Восторженно писали о подвиге композитора М. Горький, Ромен Роллан;
- Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть и тысячелетней культуры.
Становление театрального искусства Казахстана:
•1926 г. (январь) - первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде.
- Первая пьеса - «Енлик-Кебек».
- Первый руководитель театра - талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891-1937).
- Первые артисты театра -Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, К.Джандабеков,А. Кашаубаев, И.Байзаков.
Первые постановки театра - пьесы С. Ссйфуллина «Красные соколы», Ж. Шанина «Аркалык батыр», Б. Майлина «Шаншар молда» («Хитрый» «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Отелло» Шекспира)
- Крупные события в жизни театра - премьеры спектаклей по пьесе Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян сулу» и пьсса М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (1940 г.).
- В 1937 г. присвоено театру наименование Казахский Академический театр драмы.
• В середине 30-х годов открылись театры в Актюбинске, Чимкенте, Петропавловске, Караганде.
• В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый в истории народа уйгурский музыкально- драматический театр. В его репертуаре прочное место заняла пьеса Ж. Асимова и А. Садырова «Анархан».
• В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма «Чупхин-дон» Д. И. Дон-Има.
Киноискусство Казахстана.
В 30-е годы взяло старт киноискусство Казахстана:
• У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных «На джайляу», «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау».
В 1934 г. была организована первая студия I хроникальных фильмов.
В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена I первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды».
Открытие музыкальных очагов Казахстана:
• В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр - ныне Казахский Академический театр оперы и балета имени Абая. Премьера театра - опера «Айман-Шолпан». Только в первом сезоне спектакль был показан более 100 раз.
• Первая казахская опера - «Кыз-Жибек» Е.Брусиловского.
• В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. Первый руководитель - композитор А. К. Жубанов.
•В 1936 г. состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла
Музыкальные деятели Казахстана:
•В 1922 г. - в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.
• В 1924 г. - в Москве в концертах музыки народов СССР принял участие казахский хор Петропавловского педагогического училища под управлением И. В. Коцыка.
• Амре Каишубаев - покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей ЕвропыГ
- в 1925 г. - на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже во Франции:
- 1927 г. - на Всемирной музыкальной выставке во Франкфуртс-на-Майне в Германии.
В мае 1938 г. - первая декада казахского искусства в Москве, где были показаны оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова
Искусство Казахстана:
• Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Г. Хлудова.
• Одним из его учеников был первый художник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана.