Помощь комсомола.

Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы:

• В 1928 г. по их инициативе начался Всеказахстанский культурный поход, став­ший в реконструктивный период действенной формой ликвидации безграмотности.

• В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев.

• Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы.

 

Реформирование казахской письменности:

• В 1928 г. казахская письменность была переведена - с арабской графики на латинскую.

• В 1940 г. - письменность была переведена - с латинской на кириллицу.

«Благодаря» этим реформам казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.

 

2. Система образования Казахстана.

Среднее образование.

В условиях НЭПа, Советское государство не жалело сил для развития просвещения:

• В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР».

• В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток».

• В Шымкенте, Алматы, Туркестане, Урде были открыты специальные школы для девушек-казашек.

• Рост расходов на просвещение: в 1924-1925 гг. они составляли по РСФСР в целом - 30 коп., а по Казахской АССР - 68,9 кои.

• В 1930-31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. — в районах с кочевым населением.

Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнования на дело народного образования предусматривалась материальная помощь учащимся в виде:

• Расширения сети интернатов и общежитий;

• Выдачи стипендий;

Бесплатного снабжения учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, транспортом и т.д. Повсюду создавались общественные фонды по всеобучу. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана

Среднее специальное образование

•За 1925-1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4 821 учащимся.

•Были созданы техникумы - горный, финан­совый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный.

•В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов против 24 в 1928 году.

•В годы второй и третьей пятилеток техникумы, включая заочные, ежегодно выпускали от 4000 до 8000 специалистов. На 12 рабфаках обучалось свыше 2800 студентов.

Высшее образование

•1928г.-первый ВУЗ в Казахстане – Казахский педагогический институт, которому позже было присвоено имя великого поэта Абая;

•1929 г. - Алма-Атинский ветеринарно- зоотехнический институт;

•1930 г. - Казахский сельскохозяйственный институт;

•1931 г. (март) - Алма-Атинский медицинский институт, над которым шефствовала Ленин­градская военно-медицинская академия;

•В 1931-1932 гг. - Уральский и Кзыл- Ординский пединституты;

•1934 г. - Казахский государственный универ­ситет им. С.М.Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа.

•1934 г. - Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров.

•В Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические;

За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек

3. Становление казахского советского искусства.

Развитие художественной самодеятельности. Октябрьская революция открыла широкий простор самостоятельному творчеству:

• В Оренбурге, Верном, Акмолинске, Се­мипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах Казахстана возникли клубы, народные дома.

• В городах организовывались казахские и русские хоровые, драматические, литера­турные кружки, народные театры.

• Театральные передвижные группы ставили реалистические пьесы М.Ауэзова «Попечи­тели народа», «Байбише-токал» («Жены- соперницы»), С.Сейфуллина «Енлик-Кебек», Е.Ерданаева «Малкамбай», Р.Малибаева «Рабыня обычаев» и др.

Изучение музыкального искусства казахов.

• Крупным знатоком казахской музыки был чехА.Бамбоас, инструктор Кокчетавекого укремленного района, бывший военнопленный в империалистической войне;

Огромный интерес к изучению народной музыки проявил - А.В.Затаевнч, русский этнограф и композитор. Он записал более 2.300 народных песен и кюсв и опубликовал:

- В 1925 г. - сборник «1000 песен киргиз­ского (казахского) народа».

- В 1931 г. - сборник «500 песен и кюйев казахского народа».

Оценка заслуг А.В.Затаевича:

- В 1932 г. - композитор был удостоен звания «Народный артист Казахстана»;

- Восторженно писали о подвиге компози­тора М. Горький, Ромен Роллан;

- Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть и тысячелетней культуры.

Становление театрального искусства Казахс­тана:

•1926 г. (январь) - первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде.

- Первая пьеса - «Енлик-Кебек».

- Первый руководитель театра - талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891-1937).

- Первые артисты театра -Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, К.Джандабеков,А. Кашаубаев, И.Байзаков.

Первые постановки театра - пьесы С. Ссйфуллина «Красные соколы», Ж. Шанина «Аркалык батыр», Б. Майлина «Шаншар молда» («Хитрый» «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мя­теж» Д. А. Фурманова, «Отелло» Шекспира)

- Крупные события в жизни театра - премьеры спектаклей по пьесе Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян сулу» и пьсса М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (1940 г.).

- В 1937 г. присвоено театру наименование Казахский Академический театр драмы.

• В середине 30-х годов открылись театры в Актюбинске, Чимкенте, Петропавловске, Караганде.

• В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый в истории народа уйгурский музыкально- драматический театр. В его репертуаре прочное место заняла пьеса Ж. Асимова и А. Садырова «Анархан».

• В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма «Чупхин-дон» Д. И. Дон-Има.

Киноискусство Казахстана.

В 30-е годы взяло старт киноискусство Казахстана:

• У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустив­шее ряд документальных «На джайляу», «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау».

В 1934 г. была организована первая студия I хроникальных фильмов.

В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена I первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды».

Открытие музыкальных очагов Казахстана:

• В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр - ныне Казахский Академический театр оперы и балета имени Абая. Премьера театра - опера «Айман-Шолпан». Только в первом сезоне спектакль был показан более 100 раз.

• Первая казахская опера - «Кыз-Жибек» Е.Брусиловского.

• В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. Первый руководитель - композитор А. К. Жубанов.

•В 1936 г. состоялось открытие Казахской Го­сударственной филармонии имени Жамбыла

Музыкальные деятели Казахстана:

•В 1922 г. - в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.

• В 1924 г. - в Москве в концертах музыки народов СССР принял участие казахский хор Петропавловского педагогического училища под управлением И. В. Коцыка.

• Амре Каишубаев - покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей ЕвропыГ

- в 1925 г. - на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже во Франции:

- 1927 г. - на Всемирной музыкальной выс­тавке во Франкфуртс-на-Майне в Германии.

В мае 1938 г. - первая декада казахского искусства в Москве, где были показаны оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова

Искусство Казахстана:

• Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Г. Хлудова.

• Одним из его учеников был первый худож­ник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана.