Архитектура дворцов.

Благодаря археологическим раскопкам стали известны:

• Примером монументальных построек УП-ІХ вв. являются - цитадели Кедера. Джамуката. Это были постройки с парадными залами, жилыми и хозяйственными помещениями. Парадный зал Кедера имел площадь свыше 150 кв. м и украшен росписями, резными деревяными досками с культовыми и светскими композициями. Парадный зал Джамуката также был украшен росписями красного, желтого и синего цветов с изображением геометрических узоров. В культовом зале Джамуката стены украшены резными глиняными панелями, с изображением цветов. Культовый зал имел полукруглое возвышение, где зажигали священный огонь;

Загородные дворцы правителей Кулана и Навакета- украшены резной, окрашенной в различные цвета шкатуркой. В украшениях панелей использовалась мелкая глиняная скульптура - фигурки птиц и людей;

• Буддийские храмы Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба - это постройки с центральными залами, в которых хранились реликвии, с системою обходных коридоров, дворов и помещений для служителей культа. Стены храмов украшены фресковыми росписями.

Изобразительное и декоративное искусство городов Казахстана имеет сходство с искусством городов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, Восточного Туркестана.

Основной строительным материал монументальных построек - жженый кирпич, дерево, гипс, алебастр. В отделке стен применяется - резная терракота и кирпичный узор.

Культовые сооружения.

В Х-ХІІІ вв. в связи с распространением ислама в городах начинается возводиться мечети, строятся мавзолеи:

• Наиболее ранние мечети были раскопаны в городах Кедере и Кулыиубе - это постройки «столпного типа», для которых характерен прямоугольный план зала площадью до 600 кв.

• Памятники в окрестностях Тараза:

- Мавзолей Бабаджи-хатуна (Х-ХІ вв.) - сложен из жженого кирпича, имеет кубическую форму. Шатровый, 16- реберный купол венчает все здание;

- Мавзолей Айша-Биби (ХІ-ХІІ вв.) - выдающимся памятник зодчества.

- Мавзолей Карахана - портально-купольный памятник, реконструированный в начале XX в.

Своеобразие конструктивных приемов, архитектурных форм, декоративных средств памятников Х-ХП вв. позволило исследователям отнести их к северотуркестанской архитектурной школе, для которой характерны тесные связи с традициями степного стиля.

 

4.2 Средневековые бани - в Таразе, Отраре, Баласагуне:

- Для бани Тараза характерен богатый декор внутренних помещений - это росписи геометрического и растительного характера, наличие алебастрового декора.

- Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.

- Бани отапливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами. Воду подводили водопроводом, который в эго время стал распространенной формой городских благоустройств.

Каменная скульптура тюрков.

Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. Встречаются произведения подлинного скульптурного искусства, которые изготовлялись в мастерских каменотесов - ваятелей.

Для скульптур подбирались удлиненные камни (высота от 0,5 до 2,8 м). Их называют «каменные бабы», в них чаще изображают мужчин с усами и бородой. Неотъемлемая принадлежность - сосуд в виде кубка или чаши в правой руке или в обеих руках.

Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил, они располагались спиной к ограде, лицом к востоку. Также устанавливались у поминальных холмов в восточном направлении.

С распространением ислама традиция изображения человека исчезает, лишь в горных и северных районах, куда ислам проник значительно позже, еще долго придерживались этой традиции.