Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 208 с.

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Авторы

А. С. Роботова - гл. 1, Т.В.Леонтьееа - гл. 1, И. Г. Шапошникова - гл. 3,

М. Э. Верб - гл. 4, О.А. Белякова - гл. 5, И.А. Хоменко - гл. 6

В пособии раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гумани­стическая природа, социальная роль и образовательные функции, определяют­ся профессионально значимые качества личности педагога. Читатель узнает о различных видах педагогических учебных заведений, о возможностях полу­чения образования, профессионально-личностного роста педагога и его твор­ческой самореализации.

Книгу можно рекомендовать также студентам средних педагогических учеб­ных заведений.

К педагогическому делу надо призы­вать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стре­мятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая об­щую народную надобность. Д. И. Менделеев

ОТ АВТОРОВ

Уважаемые читатели! Вы открыли книгу, цель которой — под­готовить вас к осознанному вхождению в педагогическую дея­тельность.

В обыденном сознании эта деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учил­ся и видел десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты.

Многим на основе школьного опыта педагогическая деятель­ность представляется монотонной, она может отпугивать кажу­щейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленно­стью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя — неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям» — так назвал одну из своих книг В. А. Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельно­сти, если она становится призванием.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.

Наше пособие, мы надеемся, укрепит читателя в выборе од­ной из педагогических профессий, поможет подойти к осознанному пониманию перспектив профессионального роста и выпол­нения жизненных задач.

Мы стремились показать, как глубоки исторические корни этой деятельности, как она развивалась, менялась и обогащалась во времени. Нам хотелось показать сложность и тонкость этой по-настоящему гуманитарной деятельности, связанной с образова­нием, — созиданием человека.

Мы хотели бы, чтобы читатель проникся пониманием того, что даже если он не изберет конкретную педагогическую профес­сию, он все равно не минует роли ученика или учителя. Потому что вечен феномен педагогической деятельности. С ней связаны бытие человечества и жизнь каждого конкретного человека. Каж­дому суждено учиться и учить других.