Взимание платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году

При определении стратегии развития республики нельзя отдавать приоритет ни экономическому содержанию вопроса, ни ограничиваться предложениями по комплексу мер по охране природы, внедрению экологических чистых технологий. Решение данных проблем возможно только при комплексном детальном подходе.

Реализация стратегии экологически приемлемого устойчивого социально-экономического роста республики предполагает, во-первых, переход от чисто экономических приоритетов развития к социально-экономическим, которые предусматривают равнозначное рассмотрение экологических и социально-экономических критериев, а для КБР, экологические критерии должны стать приоритетными. Во-вторых, предполагается формирование адаптивного механизма природопользования, предусматривающего максимальное использование экологической системы и развитие социально-экономической системы в соответствии с возможностями природной среды.

Важным моментом является прогнозная оценка экологических и связанных с ними экономических и социальных последствий.

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности – рациональному использованию природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Наиболее общим принципом, или правилом охраны окружающей среды, необходимо считать следующий: «глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается», что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала.

Из этого принципа следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: «экологичное-экономично», т.е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Экономический ущерб, наносимый загрязнением почвы, водного и воздушного бассейнов при освоении месторождений полезных ископаемых, необходимо оценивать на основе прогнозных объемов, выбросов, сбросов, отходов и нормативов удельных ущербов. Отсутствие в настоящие время таких нормативов является одним из основных препятствий в реализации идей устойчивого развития республики при разработке прогнозов социально-экономического развития.

Одним из основных методов экологического регулирования является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возмещение вреда окружающей среде. Сюда же следует отнести и определение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, организации, учреждения всех форм собственности и индивидуальные предприниматели. Порядок определения платы и ее предельных размеров утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с предприятий, учреждений и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм собственности, на которой они основаны.

Введение платности за природопользование обусловлено необходимостью аккумулирования в специальных фондах средств, расходуемых на финансирование природоохранных мероприятий в интересах потребителей и пользователей природных ресурсов. Эти средства используются и для стимулирования рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, а также для уменьшения техногенных нагрузок на окружающую среду, для снижения и предотвращения ущерба, наносимого природной средой.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде.

Для более оперативной организации этой работы было принято постановление Правительства №245-ПП в сентябре 2006 года, целью которого является координация работы всех природоохранных структур в данном направлении и в него включены руководители органов имеющих отношение к этому вопросу.

В рамках исполнения данного постановления Правительства КБР в 2010 году достигнут существенный позитив. Если на 1 января 2009 года состояло на учете по платежам за негативное воздействие на окружающую среду 3 984 природопользователя, на 1 января 2010 года 4 122, то на 1 января 2011 года этот показатель составляет 4 340. Кроме того, если в 2008 году собрано платежей за негативное воздействие на окружающую среду 20,1 млн. рублей, в 2009 году 20,2 млн. рублей, то уже в 2010 году 24,5 млн. рублей.

Эти результаты достигнуты благодаря совместной работе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды КБР и Средне-Кавказского управления Ростехнадзора по КБР, которое выполняет функции администратора дохода по плате за негативное воздействие на окружающую среду в Кабардино-Балкарской Республике.

Система платежей за природопользование включает также платежи за природные ресурсы, возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями, а также штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования.

Таблица № 53