ГЛАВА 27. РИМСКАЯ АНТИЧНОСТЬ
В соответствии с устойчивой древнеримской традицией основание Рима относилось к 753 г. до Р.Х. в современном летосчислении. Это как раз приблизительно то время, когда началась архаическая эпоха древнегреческой культуры. Таким образом, получается, что Рим и Греция — современники и сверстники. Однако подобный вывод можно принять, если историю Рима и Греции рассматривать в качестве параллельных феноменов, как две различные истории. Между тем еще несколько столетий назад история и культура этих двух стран и народов были объединены названием "Античность". Причем периодизируется история античной культуры так, что в ней за периодами греческой архаики, классики и элли низма специально выделяется римский период Античности. Обыкновенно его наступление датируют 30 г. до Р.Х., т.е. датой, отстоящей от основания Рима на целых 723 года. В 30 г. Рим присоединяет к себе птолемеевский Египет, последнее сохранявшее еще формальную независимость эллинистическое царство, и полностью устанавливает свою гегемонию в Средиземноморье. С политической точки зрения наступление римской эпохи вполне очевидно. Она наступает не только для бывших провинций Карфагена или вновь завоеванных Галлии, Иберии, Британии, но и для областей, населенных греками или эллинизированных ими в течение последних трех столетий до Рождества Христова. Если бы приход Рима в Восточное Средиземноморье сводился к политическому господству, тогда можно было бы говорить о продолжении эллинистической эпохи в новых условиях. Однако включение эллинистического мира в состав Римской республики, а затем и империи к политической власти и гегемонии далеко не сводилось. С ним связаны глубокие изменения в культуре всех включенных в Римское государство стран и народов, образовавших собой культурное пространство эллинизма. Действительно, с приходом Рима для эллинистического мира наступила эпоха послеэллинисти-ческой римской культуры. Но весь парадокс новой эпохи состоял в том, что она продолжала.
Нельзя сказать, чтобы Рим в том виде, как он возник в VIII в. до Р.Х., являлся в культурном отношении чем-то совершенно чуждым Греции. Между Римом и Грецией всегда была дистанция, и в первые века существования вечного города она была гораздо большей, чем впоследствии. И все-таки это была дистанция между двумя западными по типу культурами. Восток изначально Риму чужд, так же как и Греции. Г^а^^^1Ш_о£ьединжШ__Рим с Грещей. заключались в полисном характере его культуры. Пожалуй, римлянин был даже в большей степе H^jTon^cjHbiMjej]£Bej<oми соpTjeTCTB.eHHru£a^flajHjiHOjy[,_4_ejvi грек. Но, с другой стороны, греческая культура уже в эпоху архаики заявила себя Несравненно более мощно и полно, чем римская. Вподне_возможно трактовать^имскую_культуру первых веков ее существования как античную по типу! Другое дело, что на протя-ШнШ'нёскопышх стонет^ бна'носипа^А^тд^по^^АшыСг^^жшр, за ней не числились какие-либо достижения, имевшие значение за пределами Рима или, в крайнем случае, латинского мира. Этотjj^^omaBancnjj^
рья в то время, кшд^[^ци?у]^е^к^^та^&ху^своей классики и затем вышла на широкие просторы, ставшие миром эллинизма. По мере все больших успехов своей экспансии Рим входил в соприкосновение с греческими государствами. Первоначально это были полисы так называемой "Великой Греции", занимавшей колонизованное греками побережье Южной Италии и Сицилии. Впоследствии Рим вступил в тесные контакты с эллинистическими царствами. Чаще всего они состояли в военных столкновениях, рано или поздно заканчивавшихся захватом Римом очередного полиса или царства. В конечном итоге Рим поглотил все эллинистические государства. Но он же оказался побежденным победителем, так как все больше ощущал на себе влияние неотразимого обаяния греческой культуры. Эллинизация Рима началась еще за два столетия до исчезновения последнего эллинистического царства. Когда же в 30 г. до Р.Х. птолемеевский Египет стал римской_д£ови_нцией1_р_имская культура была насквозьГэллинизирована^Очень "важно"при этом, что эллинизировала ее Греция не классическая, а более поздней эпохи. Относительно еще очень неразвитая, архаичная римская культура подчинилась ритмам стадиально^ор^здо^олее^здней_К1пьтурь\. Она продолжила собоРП^йнй^
\ной кла^с^^51<оТэп^|ОТонятно, чтсГво многом и существенном римская культу-!ра"оказалась1?ёП1росто~восприимчивой, но и беспомощной перед натиском греческой и прежде всего эллинистической культуры. И все-таки Рим не был ассимилирован эллинской культурой так же, как ею были ассимилированы Македония или малоазийские страны.римская Античность при всей своей огромной зависимости от греческих учителей н^просТ51тродолжила эллин.и^м.^£^^^ивнесла_в_ античную культуру своеобразно римские черты, заметно, а в чем-то и в решающей степени изменила ее облик"
Конечно, PJiMJ]5^e никогда не были в состоянии сопедыинаш с греками в таких областях,'кШ^т6c^ШГЩaWaTfpШя, архитектура, скульптураи_щзлич-йШё жанрй словесности; Здесь они или подражали грекам, или создавали на основе греческого опыта нечто самобытн61Ги~тем выходящее за рамки подражательности. Но и в этом последнем случае римская
значительно уступалсмгреческим образцам. Решающеемзоздействие Рима на ан-
[тйчную~кулцуру былсГне в области философии, науки и искусства, а 1в_сф_ерл
Хполитйчёской, государственной и общественной жизни. Здесь трансформация
культуры стала значительной и далеко идущей, что изменило в корне все мироот-
ношение и самоощущение античного человека, независимо от того, был ли он
римлянин, грек или потомок полупервобытных галлов.
На самый поверхностный взгляд, римская эпоха Античности мало чем отличается от предшествующего эллинизма. Уже эллинизм имел отчетливо выраженные черты движения греческой культуры "вширь". Еще более явными OHHjrrjb_ новятся в римскую эпоху. Та к, PHMjjaanocbjro, что был не в силах осуществить Александр Македонский? — создатъ_не только единое,
4jecKoe пространство АнтичностиТРжуГ^
эпп\лт зем-
ли, огромные территории^ принадлежавшие Карфагену, к тому же он завоевал Галлию, Й^о^"йю7^ит^н£1С^Иллирию и т.д. Все'завоеванные Римом территории 6^р~азоват1Й^един6ё~и устойчивое государство, не^рерывныг«пвойнам и соперни-честву эллинистических цapc2£jь[ЛJпoj^oжejn<o^^eL^. Самое же главное состо'иТв том, что по мере завоевания Римом новых^ стран в них начинался и интенсивно шел процесс латинизации_кульгур_ы. Кначалу III в. он продвинулся так далеко, что римский император Каракалла своим эдиктом от 212 г.уравнял управах всех свободных жителей Римской империи, все они стали римлянами. Может пока-зИтъсяГчто рим лишь бЪлее решительно и последователыно^продолжил дело, начатое эллинизмом: устранил политическую раздробленность и усилил влияние античной культуры на завоеванные страны. На самом деле латинизация культуры
НОВЫХ Стран И Hjl^flJ3BJ4J^/]ajT]3l^^^
^ллинйзации. Последняя изначально представляла собой верхушечное явление. Греки никогда не были готовы преодолеть дистанцию между'собоТиТаБоеванны-шГнародами. Они оставались элдинами в окружении варваров, создавали_остр£ь. ^а эллинства в варварском море. С подобных островов начинали и римляне, ког-даГвыводили сЪЪюГпосеТтеТГцев во вновь присоединенные земли и устраивали там жизнь по римскому образцу. Однако постепенно островки римского мира расширялись и сливались MgjjgiyjGQjSalliKlH^. оЩ-ПОглотияи вее море завоеванного. варварства. НиШкога йааделенияздутрк Римокой-йМварий№8pwdflggи варваров ые осталось. Такого итога в эллинистических государствах не предвиделось, он был невозможен ни по внешним, ни по внутренним причинам.
Самое, может быть, поразительное в латинизации Римом захваченных им земель заключается в том, что в конце концов римлянами ощутили себя эллинизированные жители Восточного Средиземноморья и даже сами исконные греки. Последние всегда относились к римлянам настороженно, а часто с более или менее явным недоброжелательством. Они никогда не могли до конца простить римлянам их стремительного возвышения и порабощения эллинистического мира. В греках сталкивалось ощущение своего полного культурного превосходства над римлянами с признанием их подавляющего военного и политического преимущества. Но никакая гордость за свою культуру не устояла перед духом римской государственности, перед способностью римлян к интеграции всех, кто попал в сферу их господства. В отличие от многих других народов, вошедших в состав Римской HMnepnn,jp_ei^^Kojaa_He_yTpaTHnH родного языка. Их культура не совпала с римской. Не были отменены и результаты эллинизации греками Восточного Средиземноморья'. Здесь греческая культура сосуществовала и переплеталась с римской. Это было тем более возможно и естественно, что римляне предварительно были сильно эллинизированы. И тем не менее греки считали себя римлянами настолько, что, когда единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную империи, Восток по-прежнему именовал себя империей Ро-меев, т.е. римлян. Это именование сохранялось еще почти тысячу лет после того, как Западная Римская империя прекратила свое существование. Правда, греческая империя Ромеев больше известна нам под названием Византий^ской-импарии. Учтем только, что в^еде]нр_оно_учйными и никогда не было самоназванием государства с центром в Новом Риме — Константинополе.
Разительное отличие Рима, римского духа и римской культуры от Греции не
сводится к одной ассимилятивной и интегративной способности римлян. Они не
только создали и утвердили внутреннее и внешнее единство античной культуры,
расширив к тому же ее за неведомые до тех пор пределы. Вряд ли будет преуве-
С личением утверждать, что pj^^jHaj^nj^ri^T^Hoe^единство еще и задано на отда-
) л_енную_истрр.ич1ескую перспективу. Образ Рима, римская идея в'качёсшв~йдеи
единства и вселенскости пережили и Античность, были близки Средним Векам и
дожили до Нового Времени. Ведь этому нужно уметь удивиться, что после офи
циального прекращения существования Западной Римской империи в 476 г, она
торжественно возобновляется возложением Римским Папой императорской коро
ныi на голову;Карла_В_еликог67Его крро^ц^я^сттялась в 800 ?!7поТ;ле более чем
трехсотлетнего перерыва. Конечно, империя Карла имела мало общего со своим
первообразом. Точно так же немногое объединяет еще раз возобновленную в
j^ rj-epjnajiCKj^^ Римскую империю с империей, во-
зобновленной Карлом Великим. Еще через два столетия после правления Отгона за созданным им государством установится, вообще говоря, очень странное и по V видимости нелепое название "Священная_Римская ШпйШй'ГШшШайо^Ш^^^. Однако странность и нелепост^здесьйменно видимость и кажимость. Если назвать какое-либо государство, скажем, французской империей германской нации, это действительно будет вопиющей бессмыслицей, потому что французская империя по определению представляет собой империю французской нации. С Римом все обстояло иначе. Менее всего он указывал в названии империи ее этническую принадлежность. С ним связана прямо противоположная идея вселенско-сти. Германия претендовала на гегемонию в Европе, натбТчтобы быть не просто ""страной, равной самой себе, а стать скрепами всего христианского мира, его интегрирующим и властно направляющим началом. Отсюда апелляция германских королей к Риму. Лишь сблизив и отождествив себя с ним, Германия могла рассчитывать на привлекавшую ее роль политического и культурного центра христианской Европы. Однако самым примечательным здесь являются даже не германские претензии сами по себе, а то, что они стали^возможньГтолько в результате усвоения германскими королями^римского духа. Он определил собой развитие западной культуры на многие столетия вперед, создав тем самым предпосылки
для_ее_единства поверх всякой^мены исторических и культурных эпох. Ничего подобного антично-греческая культураПне^обёЩала ни в эпо"ху~классикй~, ни^сГна-ступлением эллинизма. Со всей осторожностью и необходимыми здесь оговорка-ми можно предположить, что древнегреческая культура со всеми ее впечатляющими преимуществами перед древнеримской, взятая сама по себе, вряд ли пережила бы самое себя. Она тяготела к тому,
блеске и великолепии, уйт1Гв1ТсТсфическс1е небытие^ не оставив по себе прямых Тшследников и продолжателей. Как раз Рим разомкнул круг античной культуры. После римской прививки в ней обнаружи^ась"сТГбсЪбТ?о^тГ"'иЪторического бытия в грядущих веках и тысячелетиях.
Своеобразие римской культуры, которое впоследствии внесет такие су
щественные коррективы во всю античную культуру, бросается в глаза при обра
щении уже с самым ранним из доступных нам периодов истории Рима._Пе£в_она-
чально Рим дредетавлял собой небольшой, даже ;пощшвщгшвщ'ffpeцщ-. то^бд-
госЩарстаоГ Располагаясь вдоль нижнего течения Тибра, он занимал не более
тысячи квадратных километров. Исходно, как и греки, римляне были воинами-
земледельцами и город их представлял^собой_форму организации жизни именно
воинов-земледелыдевГно в'отличие от Греции TOgroangjt ремесле- не пр&цувЕЗпи
1йГТТй1(1нд1инёЛШгН'Гв почете. Впрочем, и Греция знала исключения, и одно из них,
очень заметное — Спарта, также вполне чуждая торговле и ремеслу. Очень дли
тельное время Рим и Спарту объединяло еще и то, что они оставались равнодуш
ными к своему соседству с морскими просторами. Мощный флот и тотГи другая
создают лишь под давле1Тй~ем~вне1[Гн1зи1^^ Риму было не со-
крушить могущественный Карфаген, а Спарте — Афины.
Воинский земледельческий характер Рима был обычным для круга тех го-^, к которммсн^т^пк^л^го^образокмпяпм государства пле-
Тиени латинян, или латинов. Весь латинский мир был несопоставимо меньшим, чем также относительно небольшой греческий мир. В него входили, самое большее, полтора-два десятка городов-государств, среди которых длительное время Рим не был ни самым известным, ни caMbiMjyipj^Lye^TBeHHbiM. Да и какой латин- ) ск1ЖТород~бПгГйзвестен далеко за пределами латинских земель — таких не могло быть уже потому, что латиняне, в отличие от греков, не были "народами моря", торговавшими, воевавшими или пиратствовавшими далеко за пределами родного полиса и всей Греции.
Несомненно, на протяжении нескольких столетий ничто не предвещало ни в глазах римлян, ни в глазах их соседей будущего могущества и величия Римско го государства. Но^аднтимопом-все-тат можно попытаться установить, что
способствовало успешному превращению Рима из крошечного полиса в един
ственное государственТю1Го1э!р1^^^ Сегодня уже не
возможно сказать, что^ыДетпрто-Ршг-изрядадругих латинских городов. Но его
отличие от njo6oro_rpe4ecKoro полиса, в том числе от Спарты,
Прежде всего оно состоит в том, что Рим очень рано перестал воспринимать себя как госудсуэство среди других государств латинского ш^а^~ Г
быгГчем-то исключительным и единственным в своем^оде: существовал Рим — и весь остальной мир, конечно прежде всего латинский. Как будто здесь римлянам присуще исконно первобытное разделение мира на свой и чужой, космически устроенный и хаотически беспорядочный, невнятный и враждебный. Несомненно, так поначалу и было и не могло быть иначе. Однако впоследствии у римлян возникает совсем особое отношение ко всем другим государствам и народам. Они по-прежнему воспринимают свой город с округой космосом среди более или менее хаотических пространств. Неслучайно в Риме на ^°PWpP^n^He обозначали месторасположение пупа земТТиТНсГсвою жизненную ^задачу_со временем Рим стал видеть не просто в борьбеГс внешним хаосом, его заклятии и укрощении, a BjTj5ej264iaa0B^idMj£ao:%4ecKoro_^
При обращении к римской истории, начиная с самых ранних и доступных
нам периодов, сразу же бросается в глаза, чторимляне вели бесконечные войны.
В этом обстоятельстве самом по себе не было ничего исключительного. Сходным
образом ситуация могла обстоять и в греческих полисах. И тем не менее сход
ствуют в данном случае явления достаточно различные. Если судить по сочине
нию крупнейшего римского историка Тита Ливия "История Рима от основания го
рода", то окажется, что_Рим вел войнь^ с^оседями едва ли не каждый год. Такой
воинственности не знали даже воинственные греки._Для них сношения между
полисами или с внешним Греции миром были вТюрвую очередь^гор^овлей..^Рим-_
ляне устремились вовне почти исключительно сГвойной. Все дело, однако, в том,
чем была для них почти непрерывная война с внешним миром. Как и в любой
другой войне, в ней изобильно представлены убийства, разрушение и грабежи.
Но, кроме того, римские войны по возможности заканчивались еще и присоедине
нием захваченных территорий. Рим, как видим, вовсе не дорожил свое^отделен-
ностью и обособленностью от остального~мира. Ощущая ее даже более остро,
чем греческие полисы, он тем 1Тё менее стремился к распространению и расшире-
нию. Присоединенные землйП4~гоЩц!7^зу1^ётся7 эксплуатировались Римом и
приносили ему доходы. Между тем Рим еще и расширялся, вбирая в себя другие
страны и народы именно в качестве Рима. Постепенно Рммо~м-становилйсь де-
сятки^1_с^ни_го£одов с их'округами. Происходила ассимиляция Римом своюГссР
седей, которой не знал^Трёческие полисы. Подобное ст^Тювйлосьвозможным
ввидугтог'о7что римляне ощущалТГсвое право и Bepjifin в свою способность, а
потом и призвание сдел!тГх1юсП\ЩИТШшосом Рима. Не менее важно и другое.
При всем с¥6ём высокомерии и культивировании в себе превосходства над дру
гими государ^вам^ реальность в ее жестокой^азве-
денности на свое и чу'жое.^Рим^для[нихбыл не только и не столько миром своего"
сколько некоторой, почти j^e^HonJj<£Hjr^Tjp^
щей ею анергии. Космичность Рима сильно отдает беспочвенностью. Она привносится в мир как устрояющее его начало, не будучи само им порождено. Очень показательно то, как сами римляне осмысляли истоки своего родного города, в чем их видели. Согласно очень распространенному в римской среде преданию, первопредком^иштян^бьтлроянец Эней. Он бежал из разрушенной Трои, долго"скитался, пока не высадился в землях латинов. В Лациуме Эней по-родняЪТс^Гс~мёстным царем Латином и становится родоначадьникЫуГримлян. В частности, к ТнШуТюзвбдил свою родословную один из знатнейших патрицианских родов Рима — род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. То, что римляне rgjgBbij6^iHj]j3]i3±iaxb_ce6jL-Ha своих иаюнны)(_землях_пришельцами, а своегд_первопредка ^^скитальцем, достаточно необычно и странно. Нормальный общераспространенный вариант мифа о возникновении того или иного античного полиса и его первопредка обыкновенно делает акцент на исконной связи последнего со своей родиной. Так, афиняне считали своим первопредком и первым царем Эрихтония—долучеловека-полузмея, рожденного землей Геей от бога Гефеста. >^Афин, в представлёниНПраждан, было два^ источника — идущий от земли, от'исконного местонахождения города и идущий с_неба и связанный с богиней Афиной. Она покровительствует местному, вышедшему из самых недр афинской земли существу и делает его афинским царем. Этим утверждается незыблемость и самотождественность афинского полиса, его почвенность и отъединен-ность от других полисов. Полис таким представлением о своем происхождении, как у афинян, навсегда останется Афинами, и только, какого бы расцвета и могущества он ни достигал. Совсем иное дело Рим. Его основал странник, ему же предстоит странствие по свету. Правда, уже14е1>егствсГйз горящей Трои в неизвестный и враждебный мир, а уверенное и последовательное освоение этого мира из Рима, в качестве точки незыблемо-устойчивого бытия. Эту точку, согласно римским преданиям, избрал первый собственно!_£Mj^ci^Hjja_p_b_rfojMjm._JTyJqa, — как пишет Тит Ливии, — от соседних народов сбегались все жаждущие перемен — свобощныеирабы_без_разбора, — и тем была загюженТТшрвая основа великой мощи"1. Тот же автор, и не только он, упоминает о первоначальном презрении к „нежелании_вступать с ними в брак, что привело в знаменито-
2^
~му похищению сабинянок. Сам по себе сюжет с похищением явно легендарного 1ТрбШхажДёнШ.~Иб~6н~вёрно передает самоощущение римлян. Их представление о себе как о деятельной силе, начале, преобразующем традиционную устойчивость и неподвижность жизни латинян. Даже своего первого ц-эря Ромупа, по одной из версий, рлмдан§_счжали сыном рабыни, по^другой же версии — он рожден от неизвестного родителя, который совершил насщше над^востапкой, жрицей, давшей обет безбрачия. Рабство или безродность первого римского царя легко истолковать как его недостоинство и ничтожество, но для римлян явно важнее был акцент на том, что их город всем обязан самому себе. В самом деле,
начинался он с 1Ти^Ттстност¥1йГ|ГчТТс^^^ своего
бытия. Но точка была здесь не ничтожеством бессилия, а предельной свернутостью существования, конденсированной энергией, которой потом хватит на овладение всем миром и растворением его в Риме.
Многие высказывания римлян о своем городе можно принять за одно только национальное высокомерие, своего рода шовинизм на античной почве. Так, у Цицерона мы читаем: "Мы поняли, что все на свете подчинено воле богов и направляется ею, и именно поэтому оказались выше всех племен и народов"1. В этих строках легко вычитывается избранность римлян, вознесенность и исключительность, противопоставляющая их другим народам. Тем более если их подкре-t пить словами того же Цицерона о том, что "превращение римлян в чьих бы то ни I было слуг есть нарушение законов мироздания, ибо по воле богов они созданы, ) чтобы повелевать всеми другими народами"2. Есть, однако, в словах Цицерона ' еще нечто другое, помимо национального высокомерия. Они если и не уравновешиваются, то смягчаются сквозящим в них ощущением римлянами-Своей миссии. Завоевывая, присоединяя и господствуя, они осуществляют дело, угодное богам. Боги же, как известно, более всего озабочены космизацией мира и удержанием его в космическом состоянии. Они мироустроители и мирозиждители. На свой лад таковыми воспринимали себя римляне. Начинали они с реализации своего права копья, т.е. права на захват и порабощение окружающих стран и народов. Заканчивали же римляне признанием своего единства со всем человечеством, которое они неустанно устрояли. У того же Цицерона можно прочитать такие, вполне чуждые греческой культуре в ее классическую и эллинистическую эпохи строки: "Те, кто утверждает, что надо считаться с согражданами, но не с чужестранцами, разрывает всеобщий союз человеческого рода, а с его уничтожением уничтожаются в корне благотворительность, щедрость, доброта, справедливость; людей, уничтожающих все это, надо признать нечестивыми также и по отношению к бессмертным богам"3.
Цицерон говорил о всеобщем союзе человеческого рода, его связи с нрав-( ственностью и благочестием почти за два с половиной столетия до эдикта импе-) ратора Каракаллы. Во времена Цицерона Римская республика еще не овладела всем античным миром и не расширила его до последних пределов. Римская администрация в завоеванных провинциях погрязла в грабежах местного населения и коррупции. Но сквозь все преграды и неустроения Римской республики на-s кануне появления режима императоров у римлян возникало новое, вселенское и I универсалистское восприятие мира, формировался новый, далеко превосходя-/ щий греческий тип исторического сознания и историзма.
Ощутив себя существующим, не рабом, а свободным, способным к самостоянию перед лицом судьбы, античный челаае51в^лице греков ощутил впервые как нечто существующее_и то, что мы называем миром истории. Это элементарно, но существенно, что он стал рассматривать свои деяния как нечто связное и отличное (хотя и пересекающееся сплошь и рядом) от мира богов. Появились "горизонтальные" связи, они приобрели внутренний смысл, значит, появилась и история. Для древнего египтянина, скажем, никакой истории не было и быть не могло. В Египте правит бог-фараон. В нем выражена непосредственная связь мира богов и людей. Своим царствованием горизонталь человеческого существования фараон превращает в вертикаль. Какая там история, где все существенное, все счеты сводятся между фараоном и богом (богами)! Между фараоном и рабами тоже вовсе не история. Здесь только нисхождение благодатной сущности и наполнение ею внутренне никак не обеспеченного бытия рабов. Фараон так же освещает тьму человеческого бытия, как его отец Ра — тьму земли. Переход от тьмы к свету, их попеременное чередование ничего содержательного в человеческом мире не образуют. Иначе обстоит дело в Греции. Греки — свободные граждане, "цари", их межчеловеческие связи существенньГГони^бразуют некую реальность, отличную от божественной, они замкнуты на себя, а не только на сферу божественного. У греков ршшкает историческоесознание и историческое знание. Известное дело — отеЦ истории Геродот. Предпосылки и основания, на которых строится его "История", в достаточной степени определенно характеризуют впервые возникшее историческое сознание греков.
Показательны здесь цитировавшиеся ранее самые первые строки сочинения Геродота: "Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события стечением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом"1. В центре внимания нашего автора "великие и удивления достойные деяния", нечто из ряда вон выходящее, в пределе героическое. Но всегда у него речь о человеческом. Миф входит в повествование лишь тогда, когда он не отличается Геродотом от истории, с мифом у него, как правило, сливается давняя и смутная история. Субстанцией исторического процесса являются деяния царей, полководцев, государственных мужей. Конечно, над ними царит судьба, воля богов. Но важнее другое, то, что человеческое имеет самостоятельный смысл и значение. От событий своей "Истории" Геродот отделен минимальной временной дистанцией. В ней нет даже остаточных намеков на правремя, некие изначальные действия богов и греков. Каков же все-так^смысл написания "Истории"? Истор^гнеская_память — отвечает Геродот. "История" своёго~рода~поминки, но не предков ставТии>Гбогами, а людьми людей. А вот если мы зададимся вопросом, каков смысл того, что происходит в Геродотовой "Истории"? Ответить на него будет, как минимум, затруднительно.
Перед нами история как нечто принципиально фрагментарное, нечто неизвестно откуда исходящее и где завершающееся. На эллинский мир обрушились греко-персидские войны, интерес к ним огромен, их сюжет захватывающ. Значит, обо всем этом есть смысл рассказать. И Геродот создает некоторое подобие драматического действия, трагедии, где действуют народы. Фрагмент для грека никогда не будет целым. Поншиашжмирнойисг^тжз^ошпов^впожть было бы невозможно. Мащмаум« что было, доступно греку, •*-* это раешазать! ш >свавщ пэе-чёской^истории. Причем не в целом, а о jo^Ton£HMe4axeobjpj^jjHeH. Вот как другой историк, Фукидид, мотивирует написание своей "Истории": "Фукидид афинянин описал войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий, предвидя, что война будет важной и наиболее достопримечательной из всех бывших дотоле"2. "Достопримечательность" настолько важна для Фукидида, что он оставляет за пределами своей "Истории" все, что происходило до Пелопоннесской войны. Вот еще одна его мотивировка: "...я пришел к выводу, что все эти исторические события далекого прошлого не представляли ничего значительного в военном отношении, так и в остальном"1.
Значительность, достопримечательность, удивительность, величие — все это понятия эстетического или близкого к нему ряда. Они предполагают ориентацию на увлекательный и захватывающий рассказ, а, скажем, не на трудные поиски истины и смысла. Никакой картины мироздания они также не создают. История — рассказ, по возможности достоверный. От художественного текста (эпоса) он отличен только тем, что не имеет права на вымысел. От мифологического — своими персонажами.
Понятие всемирной истории для грека бессмысленно, потому что, во-первых, он традиционно продолжает мыслить в противоположении "мы (эллины) — они (варвары)". Мир варваров — это мир хаоса, хаос — безграничен, неоформлен, безобразен. Дать стройную картину хаоса — задача бессмысленная. Эллинов по-настоящему интересуют они сами. Но их самоощущение зыбко и расплывчато. Позади — полубоги и боги, еще далее — хаос. Впереди — тот же самый хаос. История обрамлена природой. Историческое сознание не в чем укоренить. В перспективе универсума мир человеческого — это понижение качества космического бытия в преддверии его распада в хаос. Если человеческое утверждает себя в героическом и трагическом, то понятие всемирной истории не может наполниться смыслом. Человечество — это героические индивиды на фоне обычных людей. История — их великие и удивления достойные дела, перемежающиеся невнятицей обыденного существования. Смысл не принадлежит целому.
В этом отношении историческое сознание греков прямо противоположно средневековому. Сравнение тех же Геродота и Фукидида с Григорием Турским (VI в.) дает разительный контраст. Его мотивировка написания своей "Истории франков" формально сходна с Геродотовой: "...заботясь, чтобы память о прошлом достигла разума потомков, не решился я умолчать ни о распрях злодеев, ни о житии праведников"2. Но за сходством мотивов стоит полное несовпадение в ощущении истории. У Григория есть устойчивое и определенное представление о смысле всемирно-исторического процесса, его начальной, центральной и конечной точке. Историю прошлого даже проще излагать, так как Св. Писание уже выделило для историка самое главное. История не только не растворяется в природе, обрамленная ею. Как человеческая реальность, она ведет за собой природу. Она разомкнута не к природе, а к Богу. История подлинно субстанциальна именно как целое. Средневековый историк, как правило, прекрасно знает общий контур истории, но ему с трудом дается нечто исторически конкретное. У античного историка наоборот — за деревьями он не видит леса. Какое-либо подобие тенденции, логики в историческом процессе греку было увидеть сложно, если вообще возможно.
Совсем не случайно, что в Греции существовала достаточно своеобразная хронология. Одним из измерителей времени были, как известно, Олимпиады. Олимпийские игры — важнейшее, раз в 4 года происходящее событие культурной и религиозной жизни Греции. Вот как описывает их возникновение Павсаний в своем "Описании Эллады": "Относительно олимпийских состязаний элейские антикварии рассказывают, что вначале на небе царствовал Кронос и что в Олимпии был сооружен Кроносу храм тогдашними людьми, которые назывались золотым поколением. Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка идейским Дак-тилам, которых также называли и Куретами; они пришли из Критской Иды, и их имена были — Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас. Во время шуток и игр Геракл, как старший из них по возрасту, вызвал их на состязание в беге и победившего из них увенчал ветвью дикой маслины... С того времени, как пошел непрерывный счет и началась запись по олимпиадам, прежде всего были назначены награды за бег..."1 Казалось бы, известно, когда началась 1-я Олимпиада, известно, какая Олимпиада сегодня, значит, известна дата рождения Зевса. Почему-то, однако, Олимпиады не стали единой хронологией космоса. С Зевсом завершается теогония, можно начинать и историю. Не тут-то было. Для грека Олимпиады никакой направленности исторического процесса не выражали. Это условные ориентиры во времени, которые ниоткуда не исходят и никуда не ведут. С рождением Зевса 1-я Олимпиада сопряжена не хронологически. Их связь смысловая, в лучшем случае пространственная. История с 1-й Олимпиады не началась, она вообще не начиналась как единый и направленный процесс.
В отличие от греков у,.{2!1МДя±11}2"_Дмирувтг.я представляй и r nfi игтприи как поступательном движении. История куда-то движется. Это мог сказать римлянин и не мог сказать грек. Откуда и куда идут Афины? Вопрос для афинянина бессмысленный. Если не считать ответом то, что Афины некогда возникли и их когда-то не будет. Не то с Римом. У римлянина есть во времени определённая и незыблемая точка отсчета, год ппкю!анйд вечного города. То, что потом происходило, имеет свой смысл и свою направленность. Вот как их формулирует в конце II в. римский историк Луций Анней Флор в своих "Эпитомах римской истории": "Римский народ за семьсот лет от царя Ромула до Цезаря Августа совершил столько деяний в мирных условиях и на войне, что при сопоставлении величия империи с годами его возраст представляется большим. Он так широко пронес свое оружие по вселенной, что те, кто прочтут о его делах, познакомятся не с одним народом, а с деяниями всего рода человеческого. И в такие его бросало труды и опасности, что покажется, будто в создании империи состязались Доблесть^лСч^стье"2. Как видим, на передний план Флор выдвигает такие понятия, как величие и доблесть. Народ, чьи деяния состоят в величии и доблести, сильно напоминает нам греков. Вспоминается та же трагедия с ее героем и героизмом. Но сравним хотя бы с тем же Геродотом. И там и тут все те же войны, все то же величие. Это исконно и безысходно античное. Согласимся с этим. Но и какая разница! Грек уже, пожалуй, не сказал бы, что он пронес свое оружие по вселенной. Скорее, по варварским землям. И уж совсем ему чуждо собственное отождествление со всем человеческим poflOM.JPnMLCian-MnpoM, также как мщз стагхРимшл. Таково римское ощущение истории, вполне чуждое греку. Для римлянина римская история и есть всемирная история, а не история греко-персидской или Пелопоннесской войны.
Почему римская история совпала со всемирной? Я бы не сказал, что римляне давали на этот вопрос глубокий ответ. Он, как правило, более или менее тавтологичен. Римская история всемирна^^гап^ак римляне овттадели_всем миром. Римляне овладели всем миром, потому что "по воле богов они созданы, чтобы повелевать всеми другими народами". Последнее говорит Цицерон и добавляет: "Превращение римлян в чьих бы то ни было слуг есть нарушение закона мироздания". Перед нами логика свершившегося факта. И все же истор_ия теперь не просто арена самодовлеющих героических деяний. Она приобретает подобие некоего произрастания, разворачивания. Доблесть и величиеТшГбы нанизы1а1с^я^вдуТн1доУга~в*^мёне поколений и эпох. Счни выявляют бытие народа-принцепса (выражение Флора).
Римлянин вполне язычник и никакого другого представления о времени, кроме циклического, ему изначально не дано. В этом он ничем не отличается от грека. Но сам характер римской истории вступал в противоречие с циклическим взглядом на время. Римское государство неуклонно, пускай с перерывами, двигалось к мировому господству. Здесь ничего от замкнутого круга не увидишь. В результате римское сознание колеблется в нерешительности. Она сквозит в "Эпитомах" того же Флора: "Итак, если представить римский народ одним человеком и рассмотреть всю его жизнь в целом: как он возник, вырос и, так сказать, достиг расцвета | сил, как позднее состарился, то можно насчитать 4eTjbjp^^TjjmejH^yjjnepHOfla. Первый возраст — пр_и_царях — длился почти ^1^тГв~течение которых римский народ боролся с соседями вокруг самого города. Это его младенчество. Следующий возраст охватывает 150 лет, за которые он покорил Италию. Это было самое бурное время для воинов~й~оружия. Посему кто не назовет^его отрочеством? Затем до Цезаря Августа 150 лет, за которые он покорил весь^мйрГ Вед ь.это сама ю^ость~ймгТерии^и как бьТнёкая мощная зрелость. От Цезаря Августа до нашего века нёполные^ЮО лет, когда из-за бездеятельности цезарей римский народ словно состарился и перекипел. Лишь при Траяне-прйнцепсе он вновь напряг свои мус-кулыЯ проти^всеобщегогожидания, старость империи, если можно так выразиться, зазеленела возвращенной юностью"^. Здесь очень характерное для римского сознания противоречие. С одной стороны, изначальная убежденность в обреченности всего сущего, его подчиненности закону смерти. С другой — невозможность признать исчерпанность римской идеи. Рим вечен, перед ним навсегда раскрыт горизонт будущего. История движется не по прямой и не псмфугу, а скорее все расширяющимися из^чТи^Фугамт!. Для этого своего ощущения римлянину даже не подобрать соответствующего образа. Привычное сопоставление народа и человека, очевидно, не срабатывает. Рим оказывается вне ряда любой естественно-природной аналогии. Римское чувство истории противоречит такого рода аналогиям.
Это совершенно очевидно, что_Рим, как ни один античный полис, был для его граждан всем. Римское государство столетиями являлось целью и смыслом суще-сТвования граждан. Любовь к своему городу, привязанность, долг по отношению к нему — все это общеантичные добродетели. В Риме они выражены не просто более интенсивно, они переходят в другое качество, то качество, которое сделало Рим миром и породило новое ощущение истории. Приоритет Рима в сознании его граждан заходит так далеко, потому что ему соответствует совсем особый_феномен римского героизма. Героический идеал общеантичный, мы это знаем. Как пр^цип_гёД0изм-в-Г-ре=-ции не прикреплен намертво к полису. Чаще всего с родным городом-государством offсоетнёсёТГлишь частично7Что непосредственно стимулирует подвиги и героическое самостояние Ахиллеса в "Илиаде"? Спонтанное самоутверждение личности (1); ее утверждение в глазах других, т.е.__слава (2); месть за Патрокла (3). В этом ряду борьба за общеэллинское^ело_сколько-нибудь~замётной роли не играет. И уж совсем никакого значения в деяниях Ахиллеса не имеют интересы его мирмидонян, того полиса, к которому он принадлежит. А Эдип? Он был царевичем в Коринфе, царем в Фивах, изгнанником в Афинах. Как царь Фив Эдип ведет себя очень ответственно. Благо города для него имеет решающую ценность. Но вспомним мотиви- , ровку трагедии. Разве выколотые глаза — это деяние во благо Фив? По последствиям — да. Но непосредственно Эдипом двигало друго¥70тчаянноёЪризнание своей вины. Попытка индивидуальным усилием преодолеть всесокрушающий удар судьбы. Вместить в себя судьбу как собственную вину. Эдип наедине с собой сводит свои собСТвённьГесчеты с судьбой. Вот если бы его деяние мотивировалось спасе- V нием Фив и это спасение разрешало ситуацию, тогда мы имели бы дело с_героизмом I >[а. Но, странное дело, греческий героизм к гражданственности особсГне
тяготеет. Скажу более, "гражданственный героизм" — выражение, содержащее в 10 (себе противоречиеЛ~ероизм в своем пределе бесцелен или, что то же самое, само-|Ьеле'н. героизм_—^самодовление свершаюшйгододвиг^индивида. Если для героя высшая ценность дана вне его и к тому же несоизмерима с ним по масштабу — это недовершенный или ушедший в сторону от магистрального пути героизм. Таковым он был в Риме. И это имело решающие последствия для вечного города. Именно то обстоятельство, что римский героизм имел свою цель и свой смысл в Риме, создало предпосылку для~его~прёвраТцения в вечный годод^для^нтеграции Римом колоссальных пространств и многообразных культур, для возникновения нового чувства истории.
Чтобы оттенить своеобразие римского героизма, я сопоставлю его с эллинским на его собственной почве, на почве воинской доблести. Одним из ее безусловных олицетворений для грекоТбыгТспартанский царь Леонид, сын Александра. Кто не знает подвига трехсот спартанцев в Фермопильском ущелье? Посмотрим, как он свершался по Геродоту: "Эллинам же в Фермопилах первым предсказал на заре грядущую гибель прорицатель Мегистий, рассмотрев внутренности жертвенного животного... Одни были за то, чтобы не отступать со своего поста, другие же возражали. После этого войско разделилось: часть его ушла и рассеялась, причем каждый вернулся в свой город; другие же и с ними Леонид решили остаться". Далее самое главное: "Рассказывают также, будто сам Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает, считал он, покидать место, на защиту которого их как раз и послали. И к этому мнению я решительно склоняюсь. И даже более того, я именно утверждаю, что Леонид заметил, как недовольны союзники и сколь неохотно подвергаются опасности вместе с ним, и поэтому велел им уходить. А сам он считал постыдным отступать. Если, думал Леонид, он там останется, то его ожидает бессмертная слава и счастье
§удет омрачено. Ибо когда спартанцы воспросили бога об этой войне... то Пифия изрекла им ответ: или Лакедемон будет разрушен варварами, или их царь погибнет... Так, вероятно, рассуждал Леонид. А так как он желал стяжать славу только одним спартанцам, то, по-моему, вероятнее, что царь сам отпустил союзников, а не они покинули его из-за разногласий, нарушив военную дисциплину"1. Перед нами решающий момент эллинской истории. Момент высшей воинской доблести грека, и не просто грека, а спартанца. И что же можно сказать о мотивации подвига во славу эллинского мира и родного полиса — Спарты? Явно Геродот видит у Леонида преимущественно "общегероические", так сказать, мотивы. "Постыдность" "неподобающего" поступка, перспективу "бессмертной славы", стремление "стяжать славу только одним спартанцам". На этом фоне как-то уходит в тень "счастье Спарты". Разумеется, интересы, величие родного города присутствуют обязательно. Но именно_че^ рез самоутверждение герояТкак момент этого самоутверждения. Героизм далеко выходиТза прПедёТТьГгражданственности. Он может даже ему прямо противоречить. Как, например, в эпическом сюжете об Аяксе и, в частности, в его интерпретации Софоклом в одноименной трагедии. Аякс затеял жестокую распрю с вождями эллинов, воюющими под Троей. При дележе доспехов убитого Ахиллеса они достались не ему, достойнейшему, а хитроумному, многомудрому, но не самому доблестному Одиссею. Первый и самый глубокий импульс Аякса — уничтожить Одиссея, Агамемнона и Менелая. Ему все равно, отразится ли это каким-то образом на общеэллинском деле. Мотив общеэллинского дела вообщеуне^всгшывает в трагедим-Со-фокла. Как-то еще соотносит себя Аякс с отцом Теламоном и родным полисом Сала-мином, но только в аспекте своего позора и несчастной старости и гнева отцаТеро-f измнехочет и не может служить полису^он_шире и глубже гражданского долга^
1наче и быть не должно. Полис греком обожествляется, это так. Hoj^ejoj^M-jj) в I своей последней jj]y6jiHe^e^eruirH.03eH, потому что он совпадает с самообожеств-/ лением.
Ничего подобного Аяксовой распре или знаменитому гневу Ахиллеса на того же Агамемнона для римлянина внутренне невозможно. Все мировоззрение, все Г импульсы или продуманные действия римлянина обрамляются, за редчайшими ^исключениями, римской идеей. Если говорить об исключениях, то к таковым отно-\сится эпизод с Кориоланом, изложенный у Тита Ливия и ставший основой шекспировской трагедии "Кориолан". Кориолан был изгнан римским народом из города за то, что противился его воле. Еще недавно прославленный герой и благодетель римлян, он оказывается почетным гостем у соседнего племени вольсков. Кориолан подбивает их идти на Рим. Как пишет тот же Луций Анней Флор: "Если бы мать его Ветурия слезами не обезоружила сына, уже поднявшего знамена, он очень жестоко отомстил бы оружием за обиду"2.
Были, значит, и среди римлян герои, для которых их героическое начало превышало идею Рима. Но какой характерно римский оборот принимает дело. Жестокий и безудержно властный Кориолан склоняется перед мольбами матери спасти родной город. Он не смог в сво^м^героически оправданном мщении переступить через римскую идею. Кориолан умирает в безвестностйТГземле вольско¥. ЕгоТёроизм был сломлёьГизнутри. Как^щмлянин он ощутил над„собой_власть^^б
ственную, чем индивидуальное самостояние. Совсем другим был исход типологически сходногопроТивостояния героя полису в Греции. Самый впечатляющий случай конфликта героического индивида с родным полисом связан с Фемистокшм. Он создатель победоносного афинского флота, победитель в битве при Саламине, руководитель сооружения стены вокруг Афин и т.д. Фукидид так характеризует Фемис-токла: "Фемистокл был чрезвычайно одарен от природы и заслуживает в этом отношении, как никто другой, величайшего удивления. Даже полученное им образование ничего существенного не прибавило к его природным дарованиям... Это был человек, которому его гений и быстрота соображения сразу же подсказывали наилучший образ действий"1.
Конфликт Фемистокла и Афин завязался из-за славы и подобающих Феми-стоклу почестей и наград: "Прибыв на Истм, военачальники получили у алтаря Посейдона вотивные камешки, чтобы избрать того, кто получит первую и вторую награду. Тогда каждый из них положил камешки себе, считая себя самым доблестным. Вторую же награду большинство присудило Фемистоклу... Из зависти эллины не пожелали присудить Фемистоклу первую награду... Но так как сражавшиеся вместе с ним при Саламине не признали Фемистокла победителем и не почтили его, то он вскоре после этого отправился в Лакедемон, чтобы получить там почести"2. Подобная ситуация соверше^но^невозможна для р\л
йГй
это римлянину быть признаннымиi_прославленным помймсГРйма! Но Фемистокл заходйТгор1здо дальше. Вначале его, как и Кориолана, подвергают остракизму. Он живет в Аргосе. Затем он бежит к персам, заклятым врагам эллинов. При этом Фемистокл сохраняет позу и осанку благородного, царственного и героического индивида. Он обращается к Артаксерксу, царю персов, с такими словами: "Даже и теперь я в состоянии оказать большие услуги и пришел к тебе, потому что эллины преследуют меня как твоего друга"3.
Фемистокл становится правителем од ной из персидских _сатрапий_, лолным величия и достоинства властителем. Его героическое самочувствие не повреждено в своей основе разрывом всех своих гражданских связей. А ведь Фемистокл переметнулся не к родственному племени, как это было с Корирланом. И можно не сомневаться, будь в его силах, Фемистокл вернулся бы в Афины во_главе победоносного персидского войска.
Римский гражданственный героизм обладает каким-то безудержным порывом, он ужасает и заставляет трепетать. Едва ли не самый известный его пример — эпизод с Муцием Сцеволой. Этрусский царь Порсенна осадил Рим. "Муций Сцевола совершил покушение на царя в его же собственном лагере, но по ошибке нанес удар царедворцу. Его взяли в плен. Тогда он кладет руку в пылающую жаровню и намеренно удваивает ужас царя обманными словами: "Так знай же, от кого ты спасся; в заговоре нас триста". Страшно сказать, но Муций остался непоколебимым^ а царь содрогнулся, словно пылала его собственная рука"4. Несомненно, римский гражданин совершил героический подвиг на предельной высоте героизма в одном очень существенном аспекте. Он демонстрирует этрусскому царю такое самопреодоление, какое только возможно. И при этом, что в высшей степени характерно для героя-римлянина, Муций Сцевола отождествляет себя не с самим собой, преодолевающим внешнюю силу судьбы, а с Римом. Пожалуй, можно рискнуть на такое сравнение. Для грека полис божествен и с ним соотнесен гражданин. Для римлянина полис более чем божество — он судьба и фатум (хотя и божество тоже). А если это так, то герой-римлянин делает Рим своей судьбой. Рим судьбоносен и требует
. Такого рода служения своему полису греку не вменялось.
Герой здесь служил самому себе, максимум, в своем лице своему роду.
Еще один, не менее известный, чем предыдущий, образец римской доблести. Знаменитая битва между Гор^ацияш и Куриацияшг Первые представляли Рим, вторые — Альба-Лонгу. Цитирую по Флору: "Обе стороны, равные по силе, так ослабили друг друга частыми сражениями, что для окончания войны судьба каждого из народов была вручена трем братьям-близнецам, с одной стороны — Горациям, с другой — Куриациям. Какое колеблющееся и прекрасное сражение, удивительное по своему исходу! У одних трое было ранено, у других двое убито. Оставшийся в живых Гораций, соединив с доблестью хитрость, изобразил притворное бегство, чтобы разобщить врага, и, нападая по очереди на тех, кто оказывался рядом, побеждал их по одиночке. Так— редкий подвиг! — рукою одного воина была добыта победа; рукою, которую он, однако, вскоре обесславил безбожным убийством. Он увидел сестру, обливавшую слезами доспехи своего жениха — Куриация. И оборвал мечом юную девичью любовь. Закон гласил, что свершилось безбожное убийство, но перевесила доблесть, и злодеяние было поставлено ниже славы"1.
Вот она, настоящая_стаинственным Римом связь! Флор схлестывает закон и \ доблесть и отдает приоритет последней. Потому что римскаяТЩёя, в прёдёлё~вь1ше ) закона. Она сверхкосммчна^
ба^фатум^Он отменяет коррелирующие между собой человеческое и божественное
"и требу eTj5ej^ej3^oro^ м и иКуриацТШмГ и пря м6:т а ки
какой-то экстаз, бешеный и кровавый восторг служения Риму. Это надо знать, какую роль играли в Древнём^Риме семья и семейные добродетели. Римская фамилия — основная ячейка общества-государства. Но мы второй уже раз встречаем попрание семейного в пользу государственного. Мать Корйолана Ветурия молит егсн^спасе-нии Рима. .^j^j±e^jmMM^^M}SE^hM3^L9^tiS- Гораций же доходит до Геркулесовых столпов в своем принятии Рима. Связь "жених-невеста", "муж-жена" не только должна отойти на задний план перед римской идеей. Она вообще ничто перед ней. Героическое служение Риму знать ничего не хочет помимо себя. Классическая греческая мера Римом нарушается.
Полис весь строился на мере, гармонии, соотнесенности индивида и общества, их взаимном соответствии. Аристотель и Платон не раз говорили о необходимых пределах расширения полиса. Греческий полис в принципе не мог и не хотел стать космополисом, городом-миром. Нота бездна саморастворения и сли-яниа^-римской идеей, которую мы видим у Горация, заранее предполагает безудержный рост Рима. Убивший сестру ГорацйиГ~рано или поздно завоюет Ойкумену.
Римский героизм — это героизм, который по сравнению с греческим приблизил к себе свою судьбу. Рим как судьба — это одно, судьба как нечто невыразимое и неуловимое — другое. Рим сумел задействоватьбез; остатка энергию героизма, чего в таких_же^масштабахТгТомине не знала Греция. Симптомом изживания римской идеи была, в частности, переориентация римского героизма. Римский героизм к тому времени, когда состоялась Римская империя, к I в. нашей эры, выражает само ощущение человека, который ничему и никому уже не служит. Рим стал космополи-сом, человек стал космополитом, гражданином мира. Риму некуда далее расширяться, он достиг пределов Ойкумены. Человек в этом новом мире одинок и затерян. Он по-прежнему служит своему Риму как воин или магистрат, но уже не задёй-ствуя свое героическое начало. Гер_оизлл.смещается совсем в^и^ю плоскость.
"ТТоз'Д'нёримский герой соотносит себя не с Римом-фатумом_^а_с_вра>шебной или безразличной, во всяком_случае^_отчужденной охле£0_фортуной (случаем, удачей). Это новое мироощущение во всей своей определенности выражено Лу-цием Аннеем Сенекой, человеком и мыслителем, принявшим смерть героически, но служившим Риму вовсе не как герой. "Фортуна ведет со мной войну, — пишет он в одном из своих знаменитых "Писем к Луцилию", — я не буду выполнять ее веления, не принимаю ее ярма и даже — а для этого нужно еще больше доблести — сбрасываю его. Мне нельзя изнеживать душу. Если я сдамся наслаждению, надо сдаться и боли, и тяготам, и бедности; на такие же права надо мною притязает и гнев, и честолюбие; вот сколько страстей будет влечь меня в разные стороны, разрывая на части. Мне предложили свободу; ради этой награды я и стараюсь. Ты спросишь, что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше ее, окажется бессильна надо мною. Мне ли нести ее ярмо, если смерть — в моих руках?"1 Перед нами одна из формулировок credo римского стоиуи^м^_дн_же_хероизм. В нем нет римской идеи ни впрямую, ни в подтексте. "Фортуна ведет со мной войну", так ли сказал бы когда-то римлянин? Нет, не так. "Я вместе с Римом осуществляю предначертание судьбы, и тем самым становлюсь Римом-судьбой". Вот что подразумевали доблесть и героизм. Никакого ярма римлянин не сбрасывал, скорее надевал его на себя, и оно ему было не ярмом, а желанным бременем. Теперь римлянин вполне ощущает себя н^е^]1не_с_собой^ Как любили говорить стоики, он свобедем от страха и дадеяда; В том и дело, что от надежды, точнее, от уверенности, ранее римлянин свободен не был. Теперь судьба вполне чужда римлянину, никакая любовь к судьбе немыслима. Герою принадлежит только то, что у него никому не отнять, — он сам в своем монолитном и леденящем спокойствии. Теперь для героя все внешне, кроме его самого в своем самообладании. Поэтому безоглядное служение чему-либо — это рабство. Пожалуй, с позиций Сенеки рабом можно было бы признать и Муция Сцеволу. Да, он бестрепетно демонстрирует свою независимость от всего внешнего, от непомерного страдания, в частности. Но представим себе, что Рим пал, сокрушенным окажется и Сцевола. Ведь он слил себя с римской идеей. Но она-то не только от него зависит. Значит, судьба может схватить его за уязвимое место. Значит, не до конца свободен и не до конца герой великий душой римлянин. Этой логики Муций Сцевола, конечно же, не понял бы. Для него Рим существует до тех пор, пока жив он сам. Рим в душе Сцеволы и сам Сцевола. Между гражданином Рима-полиса и Рима-космополиса времен Сенеки пролегла пропасть.
Она возникла еще и потому, что на определеннойточке своего исторического ^развития римская идея исче^пща^в^и^оз^ложнос™. Вполне очевидно, что это была чисто яз1Лческая~йдея~ве71ичия, доблести, великолепия и власти. В принципе она устремлена вовне Рима. Это идея победоносной и непрерывной войньк Стоило на короткий период отойти на"заднйй1тлан военным тревогам, и в Рймё~с какой-то неизбежностью начинались гражданские распри, вплоть до гражданской войны. Внутренняя устойчивость достигалась внешними успехами. Они же и погубили Рим, лишив его внешней цели.
Римлянин очень рано ощутил свою избранность и резко противопоставил себя всему остальному миру. Весь мир для римлянина делился на священную землю города, огражденную помериумом (пустым пространством по обе стороны городских стен), и весь остальной, чуждый и враждебный мир. Исходное для любого архаического сознания разделение мира на свое и чужое на римской почве, в процессе римской истории имело уникально-своеобразное продолжение. Римлянин o^jjir^BCJjop^iflj^TOribKO своей судьбой, но и как судьбу чуждого Риму мира. Осуществленность этой судьбы в~ыразйлась~в превращении мира в Рим. Но что такое реальность, совпавшая со своей судьбой? Это преодоление в ней ее самых страшных моментов чуждости и бессмысленности. Рим как мир уже не может жить в измерении судьбы. Он и естызвоя судьба и своРихэбственный смысл. Наступает у себя бытие слитности того, что есть, и того, чему должно произойти. Римлянину теперь не нужно героического самопреодоления, одновременно преодолевающего чуждость мира. Наступает "золотой век". В нем уместны не герои, ашаешише*.точнее, блаженные люди. Так произошло оттого, что Рим, поставив перед собой героическо-не¥ыпЗлйймую задачу овладения внешним миром, каким-то чудом выполнил ее. Самообладание римлянина стало господством над судьбой не в момент гибели. Гибель растянулась на столетия, которые, поскольку они длились, только и могли осмысляться как "золотой век".
Именно, что "золотой". Никакого другого и быть не может. Иначе все обессмыслится. Римская идея как осуществленный идеал потеряет всякий вес. В романе М. Булгакова "(Vfactep и Маргарита", несмотря на массу неточностей, в изображении реалий Древнего Рима есть одна очень знаменательная фраза прокуратора Иудеи Понтия Пилата. В ответ на слова Иешуа о том, "что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни Г кесарей, ни какой-либо иной власти", прокуратор кричит: "На свете не было, нет и \не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть им-жератора Тиверия"1. Не знаю, что вложил в эту фразу Булгаков, но мы склонны / понимать ее чисто в духе нарочитой демонстрации личной преданности перед опасностью всевидящего ока кесаря. Так, да не так. Действительно, римлянину императорской эпохи сполна был присущ страх перед властью, но и помимо всякого страха ему ничего не оставалось, как считать очередное царствование "золотым веком". Идти вперед некуда. Позади республиканские доблести, чистота нравов и т.п. Но это Рим, еще не ставший властителем мира. Как бы недовершенный Рим. Впередитолько вечное "теперь" императорского режима. Если в нем не воплотилась устремленность предшествующих веков, тогда существование Рима бессмысленно. Вне христианской перспективы так оно и было. Римская идея^встрогом^мьюле слова!шкакой_идеей^е была. Доблесть, власть^по^подсттю^^тшторьт, импульс, устремленность. Порь1в~6существйлсяТТём^самь1м создав грандиозное цёлоё7н¥-коРтелоГв которое еще нужно было вдохнуть душу. Без всяких лишних слов очевидно —лушрйэщ[ша11й;фШД44ансша,.Роль же римского герс!изма_лредуготови-тельная. Конечно же, реально он привел не к "золотому веку", а.к самоизживанию античного мира. Но не к самоизживанию-гибели, а к переходу в совсем иное, не ведомое ему состояние духа!
Если сопоставить римский героизм с греческим на предмет не характера, а .степени героичности каждого, то п^тлущестш^ушског^гершзма очевидны. Героизму грека очень многого не хватает из того, что в изобилии представлено в героизме римлянина. И все-таки для понимания обоих национальных вариантов героизма нужно отдавать себе отчет в самом главном: при всей юсшо&та герои-! ческого начала как в Греции, так и Риме ни то, ни другое к героизму не сводились. | Он не был^динсТв^нным^и тем более высшим идеалом индивидуального чело-веческого существования. Античность'¥Т^ё1то1Горй¥нтировалась на идеал нравственно-прекрасной индивидуальности, Karjoj<airaTmi_y греков, hunjajTitas_yjMMr_ лян. Даже суровый и воинственный Рим, отдавая должное героизму, никогда не смог бы выстроить своей культуры и выполнить свою историческую миссию, оставаясь исключительно героичным. И на римской почве героизм с необходимостью должен был подвергаться ограничениям, обрамляться более значимым принципом и ориентиром. Ведь героическое начало даже на службе у государства, будучи всецело ему подчиненным п<гса~моТГсвоей природе, н^можех^тать единственным и определяющим началом государственной жизни. Представить себе государство, максимально задействующее героический потенциал своих граждан, можно, и римская история дает для этого материал более чем достаточный. Но вообразить или обнаружить государство-героя, чей героический импульс все себе подчиняет и в себе растворяет, — это задача, выполнимая только для его звездных часов, для тех моментов истории, когда для государства и народа во всей неотменимой очевидности встает вопрос о том, быть или не быть. У Рима такие часы были, существовал же он столетия, и не только героизмом и в героизме. Совершенно не случайно, что в лице своих мыслителей_Рим_за^основу идеально-челойеческого существования в конце концов_щ>инял греческую калокагатию. Ее трансформация в идеал humanitas обнаруживает новь1еГр14мскиё~акценты общеантичного идеала и вовсе не в пользу его отождествления с последовательно и безупречно героическим началом.