Часть вторая

Культурология как историческое знание

После того как в предшествующей части книги было выявлено в общих чер­тах своеобразие культуры в качестве человеческой реальности, нам предстоит рассмотрение своеобразия культурологического подхода к изучению своего пред­мета. Очевидно, что у культурологии есть свои познавательные средства, свой угол зрения на человека, поэтому, не разобравшись, в чем он состоит, невозмож­но получить и сколько-нибудь целостное представление об этой области гумани­тарного знания. Первое и самое главное, что здесь нужно учитывать, это истори­ческий характер культурологии. Она всегда обращается к истории, будь это более или менее давнее прошлое или современность. Но на историю направлены по­знавательные усилия и других исторических дисциплин, о чем можно судить при чтении как самого элементарного учебника истории, так и глубокомысленного и сложного философско-исторического трактата. Следовательно, нам необходимо разобраться, в чем состоит особенность культурологического историзма, почему он не подменяет собой никакое другое изучение истории, а, напротив, открывает дополнительные возможности постижения исторической реальности. Ответ на этот вопрос, в частности, должен продемонстрировать необходимость возникновения культурологического знания наряду с другими историческими дисциплинами.