Блок цилиндров.

В верхней части картера компрессора предусмотрена устано­вочная поверхность для цилиндра или блока цилиндров. Блок цилиндров (рис. 5.5) крепится к картеру при помощи резьбо­вых шпилек, проходящих через отверстия 5 в нижней части блока. На наружной поверхности блока предусмотрены охлаждающие реб­ра 3, отводящие теплоту сжатия в окружающую среду. Герметич­ность соединения цилиндр-картер обеспечивается прокладкой из паронита, устанавливаемой между картером и блоком цилиндров.

В верхней части блока цилиндров предусмотрена поверхность 1 для установки клапанной доски и крышки цилиндра. Крепление этих элементов к блоку цилиндров обеспечивается резьбовыми шпильками, устанавливаемыми в резьбовые отверстия 2.

Цилиндры изготавливают из чугуна Сч 18—36 или Сч 21—40. Внутреннюю поверхность цилиндров, получившую название «зер­кало цилиндра», обрабатывают наиболее тщательно. Окончатель­ная обработка цилиндров обеспечивается шлифованием. При этом уменьшаются силы трения поршня о стенки цилиндра и улучшает­ся уплотнение между стенкой цилиндра и поршневыми кольцами.

3. Шатунно-поршневая группа механизмов предназна­чена для преобразования вращательного движения вала в возврат­но-поступательное движение поршней. Конструкция механизма перемещения поршней приведена на рис. 5.6.

Механизм перемещения поршней состоит из коленчатого вала 7, который устанавливается в картере на подшипниках качения или скольжения. Для установки вала в подшипники предусмотрены специальные поверхности 11 и 12. Эксцентрично оси вала разме­щаются колена 10. Как правило, колена смещены одно относи­тельно другого на 180°. На обработанной поверхности (шейка вала) устанавливается подшипник шатуна 2. Подшипник шатуна выпол­нен разъемным. В теле шатуна 2 и крышке 9 предусмотрены уста­новочные места для размещения составного подшипника сколь­жения. Этот подшипник представляет собой разрезанное кольцо, внутренняя поверхность которого покрыта антифрикционным ма­териалом.

Поршень - представляют собой цельную полую конструкцию в виде опрокинутого вверх дном стакана. На внешней части поршня проточены канавки для поршневых колец: две верхние - для уплотнительных колец, и одна нижняя - для маслосъемного. Поршень соединен с шатуном поршневым пальцем. Изготавливают поршни из чугуна или алюминиевого сплава.

Шатун - представляет собой стержень фигурного сечения с верхней неразъемной и нижней разъемной головками
, шатуном поршень соединяется с коленчатым валом.

Верхняя головка имеет впрессованную бронзовую втулку и со единена с поршнем поршневым пальцем. Нижняя разъемная m ловка, снабженная двумя биметаллическими вкладышами с внутренним антифрикционным покрытием, стягивается шатунными болтами. В плоскости разъема вкладышей имеются прокладки, при регулировании их толщины изменяют величину масляного зазором подшипника скольжения.

Шатуны изготавливают из стали коваными или штампованными с последующим отжигом и нормализацией.

В некоторых моделях малых компрессоров используют бронзовые или алюминиевые шатуны с двумя неразъемными головками. Подобные шатуны устанавливаются на эксцентриковых валах.

Валы - различают валы коленчатые, эксцентриковые, применяются в малых компрессорах, и кривошипные, применяются в кривошипно-кулисном механизме малых герметичных компрессоров.

Опорами для вала являются подшипники. В малых компрессорахприменяют подшипники скольжения для уменьшения шума. Валы компрессоров с принудительной системой смазки шатунныхподшипников имеют масляные каналы с выходами и местом смазки. При смазке разбрызгиванием на валу предусматривают специальные устройства.

4. Всасывающие и нагнетательные клапаны - предназначены для впуска парообразного хладагента в полость цилиндра во время хода всасывания. При сжатии всасывающий клапан закрывается и запирает парообразный хладагент в полости цилиндра, где тот сжимается и давление в цилиндре доводится до рабочего. Всасывающие клапаны работают под действием разности давлений в компрессоре. Нагнетательные клапаны предназначены дляподачи сжатого хладагента в конденсатор и создания паро­непроницаемого уплотнения между сторонами высокого и низкого давлений системы, когда компрессор отключен.

Клапаны принадлежат к числу наиболее нагруженных элементов компрессора. В современных поршневых компрессорах применяются самодействующие клапаны, поскольку использование клапанов принудительного действия усложняет конструкцию машины и приводит к перерасходу энергии на режимах работы компрессора, отличных от расчетного.

Основные требования, предъявляемые к самодействующим клапанам, следующие: герметичность, минимальное сопротивле­ние потоку пара, минимальный объем «мертвого» пространства, своевременность открытия и закрытия, долговечность работы, минимальный теплообмен с проходящим паром. В малых компрессорах распространены клапаны с упругими пружинящими пластинами. Лепестковый пластинчатый всасывающий клапан изготавливают из очень тонкой пружинной стали, и сам он является пластиной. Пластина клапана жестко закреплена на одном конце, а противоположный свободный конец опирается на седло над отверстием клапана. Свободный конец пластины изгибается, закрывая или открывая отверстие клапана.

В малых и средних холодильных компрессорах в качестве нагнетательных наибольшее распространение получили пятачковые пластинчатые клапаны. Их устанавливают на клапанной доске. Седлом для пятачковых клапанов служит кольцевой выступ на этой доске. Клапанная пластина прижимается к седлу пружиной, расположенной в розетке. В случае попадания в цилиндр жидкого хладагента или масла может создаться высокое давление, так как жидкость не успеет пройти через кольцевой зазор, образованный приподнятый пластины. Чтобы избежать при этом гидравлического удара, пластина поднимается, преодолевая силу буферной пружины. Избыток хладагента проходит в нагнетательную полость компрессора через отверстия в клапанной доске и прорези в розетке. Закрывается клапан пи действием сил упругости клапанной пружины.

5. Сальники -называют специальные устройства дли уплотнения подвижных деталей, например валов, для предотвращения утечек жидкости, пара или газа. В малых и средних холодильных компрессорах открытого типа сальники уплотняют при­водной конец коленчатого вала в месте выхода его из картера. В Современных компрессорах применяют сальники с кольцами трения. По своей конструкции сальники с кольцами трения делят на сильфонные и пружинные.