Принцип действия. Основные элементы.
3.1. Конструкции поршневых компрессоров могут различаться по нескольким параметрам:
- по числу цилиндров
1. Одноцилиндровые
2. Многоцилиндровые;
- расположению осей цилиндров
1. Горизонтальные
2. Вертикальные
3. V-образные
4. W-образные
5. Веерообразные;
- по виду привода
1. С коленчатым валом
2. С эксцентриковым приводом.
3.2. Принцип действия.
Несмотря на различие конструктивных особенностей, все поршневые компрессоры имеют одинаковый принцип действия.
В начальном положении (рис а) поршень компрессора находится в верхней части цилиндра, занимая положение, получившее название «верхняя мертвая точка», или ВМТ. При вращении вала компрессора по направлению, указанному стрелкой, поршень начинает перемещаться вниз. Небольшое количество парообразного хладагента, находящееся над поршнем в ВМТ, расширяется и давление хладагента начинает понижаться. Как только давление в цилиндре станет немного ниже давления кипения (давления всасывания), откроется всасывающий или впускной клапан (рис. б). При открытом впускном клапане поршень перемещается вниз и достигает самого нижнего положения, получившего название «нижняя мертвая точка», или НМТ. В этом положении изменяется направление движения поршня и он начинает перемещаться вверх (рис. в). При этом закрывается впускной клапан и находящийся в полости цилиндра хладагент начинает сжиматься. Процесс сжатия будет продолжаться до тех пор, пока давление в полости цилиндра не превысит давление конденсации (давление нагнетания). В этот момент откроется нагнетательный или выпускной клапан (рис. г) и начнется нагнетание сжатого хладагента в конденсатор. После достижения поршнем ВМТ цикл работы компрессора заканчивается.
рк — давление нагнетания; Родавление всасывания; С— мертвый объем |
Из цилиндра компрессора в конденсатор нагнетается не весь парообразный хладагент. Некоторое его количество остается в зазоре между поршнем и днищем цилиндра, в каналах клапанов. Объем, который занимает оставшийся в цилиндре хладагент, получил название «мертвый объем». Чем меньше величина мертвого объема, тем меньше потери компрессора и лучше характеристики работы компрессора.
Наибольшую наглядность процессов, происходящих в рабочей полости компрессора, дает индикаторная диаграмма.
В процессе 1—2 происходит перемещение поршня компрессора из НМТ к ВМТ. Так как оба клапана компрессора закрыты, а объем хладагента в полости цилиндра уменьшается, происходит повышение давления или сжатие хладагента.
В точке 2 открывается выпускной (нагнетательный) клапан и хладагент при давлении рк начинает нагнетаться в конденсатор холодильной машины (процесс 2—3).
В точке 3 поршень находится в ВМТ и процесс нагнетания заканчивается. Из цилиндра компрессора не весь хладагент подается в конденсатор. Часть сжатого до давления рк хладагента остается в мертвом объеме С. При движении поршня от ВМТ по направлению к НМТ оставшийся в мертвом объеме хладагент расширяется (его давление понижается) — процесс 3—4.
В точке 4 открывается впускной (всасывающий) клапан компрессора и начинается процесс всасывания — заполнения полости цилиндра парообразным хладагентом из испарителя холодильной машины (процесс 4—1). При достижении поршнем положения НМТ процесс всасывания заканчивается.
Наличие мертвого объема С приводит к тому, что на части хода поршня, соответствующего объему С1 происходит расширение хладагента. Чем меньше мертвый объем С, тем меньше потерь на расширение, т.е. меньше величина С1.
3.3. Основные элементы поршневых компрессоров.
Конструкция поршневого компрессора, входящего в состав паровой холодильной машины, приведена на рис
В соответствии с данной конструктивной схемой базой компрессора является картер 1, на котором и внутри которого устанавливаются все элементы холодильного компрессора. К картеру крепится цилиндр 5 или блок цилиндров, в котором перемещается возвратно-поступательно поршень 4. Привод поршня обеспечивается кривошипно-шатунным механизмом (2, 3), приводящимся в движение от электродвигателя через клиноременную передачу и шкив (маховик) 10. В верхней части цилиндра установлена клапанная доска 9 со всасывающим 6 и нагнетательным 8 клапанами, коллекторы для подвода и отвода хладагента размещены в крышке цилиндра.
1. Картер компрессора является базовым элементом всего компрессора, конструктивная основа машины, объединяющая отдельные ее элементы.
Дополнительно картер компрессора воспринимает все усилия, возникающие в процессе работы компрессора.
Как правило, картеры компрессоров герметично изолированы от окружающей среды и заполнены парообразным хладагентом под давлением всасывания (давление в испарителе холодильной машины).
Конструктивная схема картера сальникового компрессора приведена на рис. 5.4.
Картер малых и средних холодильных машин изготавливают из серого чугуна Сч 18-36 или Сч 21-40. Для холодильных машин, используемых на транспорте, картеры компрессоров изготавливают из алюминиевых сплавов. Независимо от материала, из которого они изготовлены, картеры должны обладать прочностью и жесткостью конструкции.
При механической обработке должны соблюдаться требования соосности установочных мест под коренные подшипники и перпендикулярности торцевых фланцев. Плоскость установки цилиндра или блока цилиндров должна быть параллельна основанию картера.
За уровнем масла в картере компрессора наблюдают через смотровое стекло 5. Для слива масла в процессе ремонтных работ предусмотрено сливное отверстие 7, закрываемое герметично резьбовой пробкой.