И ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Повреждения лопатки иключицы. При повреждениях лопатки хоро­шая иммобилизация достигается подвешиванием верхней конечности на косынке, н лишь при переломах шейки лопатки следует производить иммо­билизацию лестничной шиной, как при повреждениях плечевого сустава и плеча.

Иммобилизацию ключицы проводят восьмиобразной повязкой из ко­сынки пли широкого бинта. Помощник упирается коленом в межлопаточ-нУю область и руками отводит назад плечевые суставы больного. В этом положении и накладывают восьмиобразную повязку В межлопаточную об­ласть под перекрещивание косынки подкладывают ватно-марлсвую поду­шечку (рис. 55).

Для иммобилизации переломов ключицы достаточно широко исполь­зуются ватно-марлевые кольца Дельбе (рис. 56, о. о). Их изготавливают из *гУта ваты, обшитого бязью пли обернутого бинтом. Внутренний диаметр кольца не должен превышать более чем на 2-3 см диаметр верхней конеч­ности в месте перехода ее в плечевой сустав. Толщина их должна быть не


ГЛАВ \\ II. ДЕСМУРГИЯ




 


а


о


Рис. 55. Косьшочная восьмиобразная повязка для иммобилизации отломков ключи­цы: а - вид спереди; б - вид сзади



 


 


а


в


Рис. 56. Ватно-марлевыс кольца Дсльбе- а - вид спереди; б - вид сзади


ГЛАВА VII. ДЕСМУРГИЯ

менее 5 см. Кольцо надевают на верхнюю конечность и падплечье и cam и-вают на спине резиновой трубкой, в крайнем случае бинтом.

Иммобилизацию восьмиобразной повязкой или повязкой Дельбс до­полняют подвешиванием верхней конечности на косынке.

В целях транспортной иммобилизации при переломах ключицы приме­няется также прибинтовыванне верхней конечности к туловищу с помо­щью повязки Дезо (см. рис. 30) или Вельпо (см. рис. 31).

Повреждения плеча, плечевого и локтевого суставов. Наиболее со­вершенной транспортной иммобилизации достигают использованием ле­стничной шины. Применяется лестничная шина длиной 120 см Она долж­на проходить от медиального края лопатки здоровой стороны до кончиков пальцев. Предварительно шину подготавливают: обертывают ватой и бин­том, а к проксимальному концу привязывают две марлевые тесьмы длиной 70-80 см каждая.

■ Моделирование лестничной шины


Моделирование шины проще сделать производящему иммобилизацию на себе (рис. 57). В подмышечную область подкладывают вапю-марлевый валик. Его укрепляют турами бинта через надплечье здоровой стороны. Накладывают шину. Тесьму, прикрепленную к переднему углу прокси­мального отдела шины, перекидывают через здоровое надплечье и привя­зывают к переднему углу дистального отдела шины Тесьму от заднего уг-


ла проксимального конца шины проводят через подмышечную область и привязывают к заднему углу дпстальною конца шины. Натяжение тесемок должно быть таким, чтобы рука была согнута в локтевом суставе под углом 90°, а предплечье своей тяжес1ыо прижимало шину к спине. Предплечье укладывают в положеЕшп, среднем между супинацией и пронацией. Ла­донь должна быть обращена к животу (рис. 58). Для обеспечения тыльно­го сгибания кисти в ладонь пострадавшего вкладывают ватный валик. При-бпнтовывание шины следует начинать с кисти, оставляя свободными паль­цы для контроля за состоянием кровообращения в конечности. Для фикса­ции шины накладывают восьмиобразную повязку на лучезапястный сус­тав, спиральную- на предплечье и плечо, черепашью - на локтевой сустав и колосовидную -- на область плечевого сустава. После бинтования верх­нюю конечное!ь с шиной дополнительно подвешивают на косынке.

Пластмассовую транспортную шину накладывают примерно также. Укрепляют пластмассовую шину плеча с помощью шнура. Руку помещают на косынку.

Шину медицинскую пневматическую (тип 1) можно применять при по­вреждениях в области локтевого сустава. Для этого раскрывают замок-мол­нию, развертывают шину и подводят ее под область локтевого сустава. За­мок-молния должен быть расположен по оси конечности, локтевой сустав-




 


Рнс. 58. Иммобилизация лестничной шиной при повреждениях плеча, плечевого и локтевого суставов


ГЛАВА VII. ДЕСМУРГИЯ

на середине длины шины. Закрыв замок, следует открыть клапан воздухо-водного устройства, повернув его против хода часовой стрелки на одни пол­ный ооорог Нагнетают воздух в пластиковый мешок специальным насосом и ртом. Давление 40-45 мм рт. ст. определяется по упругости шины - надав­ливание пальцем руки должно вызывать небольшое нродавливаппе. При­менять шину медицинскую пневматическую при такой локализации по­вреждения допустимо на короткое время - 50-60 мин.

Повреждение предплечья. Лестничную шину укорачивают до необхо­димой длины и сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава. Продольно шину желобовато изгибают для обеспечения лучшего прилега­ния ее к предплечью и плечу, обертывают ватой и бинтом.

Помощник рукой, одноименной с поврежденной у больного, берет его кисть как для рукопожатия и производит умеренное вытяжение предпле­чья, одновременно создавая протпвоупор второй рукой в области нижней трети плеча пострадавшего. Предплечье укладывают па шину в положе­нии, среднем между пронацией и супинацией; в ладонь, обращенную к жи­воту, вкладывают ватно-марлевый валик диаметром 8-10 см. На валике осуществляют тыльное сгибание кисти, противопоставление I пальца и ча­стичное сгибание остальных пальцев. В таком положении шину прибинто­вывают и конечность подвешивают на косынке (рис. 5е)).

• 59. Иммобилизация лестничной шиной при повреждении костей предплечья


Пластмассовую транспортную шину накладывают также.


ГЛАВА VII. ДЕСМУРГИЯ


Хорошая иммобилизация предплечья и кисти достигается при исполь­зовании шины медицинской пневматической (тип I). Вначале раскрываюi замок шины, затем подводят ее иод конечность, захватывая предплечье и кисть, закрывают замок и надувают шину. Конечность разогнута в noicie-вом суставе.

Повреждения лучезйпястиого сустава, кисти и пальцев. Для транс­портной иммобилизации используют лестничную и фанерную шины, на­чиная ог локтевого сустава и заходя на 3-4 см за концы пальцев. Предпле­чье укладывают на шину в положении пронации. Кисть надо фиксировать в состоянии небольшого тыльного сгибания, пальцы - полусогнутыми с противопоставлением I пальца. Для этого под ладонь подкладывают ватно-марлевыи валик. Начинать прибинтовывать шину лучше с предплечья, де­лая перегибы бинта над шиной, что­бы уменьшить давление на мягкие ткани. На кисти циркулярные туры бинта проходят между I и II пальца­ми. Обычно к валику на шине при­бинтовывают только поврежденные пальцы, оставляя неповрежденные открытыми. Иммобилизацию закан­чивают подвешиванием предплечья на косынке.

Рис. 60. Иммобилизация при повреж­дении пальцев кисти

При повреждениях только паль­цев производится такая же транс­портная иммобилизация, как описа­но выше. Однако можно ограни­читься прибинтовыванием пальцев к ватно-марлевому шару или валику (рис. 60) и подвесить предплечье и кисть на косынке.

Рис. 61. Иммобилизация при повреж­дении I пальца кисти

При повреждениях I пальца кис­ти всем пальцам придают положе­ние цилиндрического захвата, для чего используют валик, выходящий за край шины (рис. 61).


ГЛАВА VIIДЕСМУРГИЯ