Шлифование слоя шпатлевки

Для отвердения и высыхания полиэфирной шпатлевки необходимо примерно 30 минут времени при 20°С. После чего можно начинать шлифование. Следует иметь ввиду, что при недостаточном высыхании шпатлевки могут проявиться те же негативные процессы, что и при несоблюдении правильной пропорции наполнителя и отвердителя в сторону уменьшения количества отвердителя. То есть шлифовальные материалы будут залипать клейкими остатками смолы. Поэтому, перед шлифованием поверхность шпатлевки очищают растворителем, тем самым ускоряя и облегчая процесс шлифования.

Шлифуют шпатлевку шкуркой средней зернистости Р80 - Р120. По окончании шлифовальных работ, оставленные риски выводят шкуркой зернистостью Р240. Шлифование проводят вручную или с использованием электрического или пневматического инструмента. При шлифовании плоских поверхностей применяют шлифовальный инструмент с плоским твердым бруском, под который крепится шкурка. Для кривых поверхностей применяют специальный инструмент.

    Рисунок 7 – Нанесение шпатлевки на поверхность металла  

Полиэфирную шпатлевку шлифуют без применения воды, так как она гигроскопична и долго удерживает в себе влагу, что может привести к образованию коррозии. А при сушке высокими температурами на лакокрасочной поверхности могут появиться дефекты. Если требуется повторное шпатлевание после шлифования, необходимо сжатым воздухом удалить пыль и частицы шлифовальной бумаги с поверхности, подлежащей шпатлеванию.

Для того, чтобы уберечь от загрязнения и повреждения пограничные поверхности при шпатлевании и, особенно, при шлифовании, их необходимо прикрыть.

Участки голого металла, появившиеся после шлифования, покрывают защитным грунтом, а затем слоем наполнителя. Зашпатлеванные участки больших поверхностей должны быть покрыты слоем наполнителя.

Граничные зоны необходимо зашлифовать тонкой шкуркой или заматовать на ширину примерно 150мм вокруг зашпатлеванной поверхности с помощью ручного шлифовального инструмента, шлифовальной машинки или вручную обычной шлифовальной бумагой.

7.5 Технологический процесс окраски состоит из следующих основных операций:

Подготовки поверхности под окраску;

Грунтование; шпатлевание; шлифование; нанесения промежуточных и внешних слоев покрытия; сушки, предусмотренной для данного вида покрытия и при необходимости окончательной отделки (полирование).

На полную окраску кузова грузового автомобиля требуется около 3 кг грунтовки, 6 - 7 кг эмали и 3 - 4 кг растворителей. Окрашивать и сушить кузов необходимо по частям.

Для снятия старых покрытий чаще всего используют механический и химический методы. При механической очистке применяют ручной или механизированный инструмент: металлические щетки, скребки, стамески, наждачные камни, шкурки и др.

Для удаления труднодоступных мест применяют смывки на основе органических растворителей, замедлителей испарения, загустителей, эмульгаторов и разрыхлителей. Применяют смывки марок: СД(СП), АФТ - 1, СП - 6, СП - 7, СПС - 1, СПС - 2, “Смывки старой краски”. Смывки СП - 6, СП - 7 предназначены для удаления меламиноформальдегидных, полиакрылатных и эпоксидных покрытий. Смывка СПС - 1 способна размягчать эпоксидные полиуретановые и алкидные покрытия. Для снятия нитроцелюлезных покрытий используют ацетон или растворитель № 647. Смывку наносят щеткой или шпателем толщиной 1 - 3 мм и составляют на 10 - 30 мин. до полного набухания и отслаивания старого покрытия.

Для устранения ржавчины используют механический при помощи сталь­ных щеток, наждачной шкурки и других абразивных материалов и химический способы - травлением кислотами или кислыми солями.

Наиболее распространен “Автоочиститель ржавчины Омега – 1”. Его со­став наносится кистью, выдерживается 3-5 мин. приТ=20 - 25°С, после чего необходимо смыть теплой водой, а остатки кислоты удалить нейтрализирующим составом № 107, состоящим из 47,5% этилового спирта, 2,5% нашатырного спирта и 50% воды.

Для обезжиривания окрашиваемой поверхности применяют водные ще­лочные растворы и органические растворители, а также уайт-спирит или очи­щенный бензин.

С целью увеличения долговечности лакокрасочного покрытия и повышения его противокоррозийных свойств производят фосфатирование - процесс химической обработки при помощи фосфатирующих растворов, паст или грунтовок. Фосфатирующую пасту наносят на обезжиренный и высушенный металл при помощи шпателя и на протяжении 40 мин. должна образоваться равномерная фосфатная пленка. После этого пасту удалить, поверхность промыть водой и высушить.

Состав пасты (в г. на 1 л. воды):

Ортофосфорная кислота (плотность 1,41) 80 - 85

Цинковые белила (сухие) 15 - 17

Натрий азотистокислый 1,2

Тальк 1500 - 3000

Целью грунтования являются улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также придание ему дополнительных противокоррозионных свойств. Грунтовки - лакокрасочные материалы с повышенным содержанием противокоррозионных пигментов.

Для обозначения грунтовок после буквенного индекса через тире ставят "0". Примеры обозначений: грунтовка ФЛ - 03К - грунтовка на основе фенольной смолы №3, красная; грунтовка ВЛ - 02 - грунтовка на основе пентафталевой смолы №2. Грунтовки наносят при помощи распылителей, тонкими слоями толщиной 10-12 мкм.

При проведении окраски чаще всего используют грунтовку ГФ - 021 красно-коричневого цвета для грунтования металлических поверхностей под покрытия различными эмалями. Она хорошо шлифуется шкуркой, стойкая к перепаду температур от -40 до +60°С. Сушат при Т= 100 —110°С.

Шпатлевание производится с целью выравнивания глубоких дефектов поверхности и придания ей правильной геометрической формы.

Если есть возможность выровнять поверхность металла перед нанесением лакокрасочных покрытий рихтованием, то шпатлевкой лучше не пользоваться. Шпатлевки не улучшают защитных свойств покрытия и ухудшают его механические показатели.

Для обозначения шпатлевок после буквенного индекса тире ставят "00".

Например: шпатлевка ПФ - 002 - шпатлевка на основе пентафталевой смолы №2; шпатлевка ЭП - 00 - 10 - шпатлевка эпоксидная, №10.

Большинство шпатлевок представляют собой густые пастообразные массы, удобные для нанесения шпателем. Широкое распространение при исправлении мелких дефектов кузовов получили шпатлевки марок: МС - 006,
НЦ - 007, НЦ - 008, НЦ - 009, ПЭ - 0085.

Сушку зашпатлеванных поверхностей нужно производить в соответствии с техническим условием на данную шпатлевку.

После окончательного шлифования на шпатлевочном слое не должно быть не зашлифованных мест, трещин, грубых штрихов. Шпатлевки шлифуются водой водостойкой шлифовальной шкуркой, имеющей размеры абразивных зерен 150 - 280мкм.

Получение верхнего слоя лакокрасочного покрытия имеет своей целью обеспечить защитно-декоративные или специальные функции.

Обычно наносят один и тот же лакокрасочный материал, однако возможно сочетание слоев из разнородных материалов. Для обозначения одного лакокрасочного материала употребляется 5 - 6 индексов. В начале ставится индекс, который определяет вид лакокрасочного материала и обозначается словом: эмаль, лак, и т.д. Затем идут буквенные обозначения, определяющие состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала. Например: пентафталевые - ПФ; глифталевые - ГФ; меламиноалкидные - МЛ; мочевинные - МЧ; фенольные - ФЛ; эпоксидные - ЭП; аксидно- и масляно-стирольные - МС; полиуретановые - УР; полиакриловые - АК; акриловые сополимеры - АС; поливинилбутиральные - ВЛ; битумные - БТ; масляные густотертые и готовые к употреблению - МА; нитроцелюлозные - НЦ. После этого через тире следуют цифры, определяющие назначение лакокрасочного материала, порядковый номер, который обозначается одной, двумя или тремя цифрами.

Первая цифра индекса указывает для защиты в каких условиях предна­значен данный материал 1 - атмосферостойкие; 2 - ограничено атмосферостойкие; 4 - водостойкие; 5 - специальные; 6 - маслобензостойкие; 7 - химически стойкие; 8 - термостойкие; 9 - электроизоляционные.

Примеры обозначений: Эмаль НЦ -11- фисташковая - эмаль на основе нитроцелюлозы для агмосферостойких покрытий.

Первый слой эмали обычно называют выявительным, так как на нем отчетливо выявляются все дефекты зашпатлеванной поверхности. После сушки производят окончательную правку всех мелких дефектов поверхности с помо­щью шпатлевки с последующей сушкой и шлифованием. Затем наносят еще не­сколько слоев эмали.

Для отечественных легковых автомобилей чаще всего используют меламиноалкидные марок МЛ - 12, МЛ - 2110, МЛ 1121, МЛ - 1198,а также синтетические эмали и нитроэмали.

Кузов окрашиваем, нанося четыре слоя нитроэмали, причем высушивая первые три слоя при 23 - 18°С по 10 мин. каждый, а последний слой (перед полировкой) - 12 часов. Общая толщина всех слоев должна быть 50- 80 мкм. Более тонкое покрытие надежнее защищает поверхность от воздействия внешней среды. Если толщина слоя покрытия (включая грунтовку и шпатлевку) превысит 140 мкм., то в нем появляются трещины. Окрашенную поверхность надо дополнительно прошлифовать водостойкой шкуркой №329 и просушить 20 мин. при Т=18 - 23°С.

Высохшую поверхность кузова полируют вначале пастами №289 и 290, затем полировочной водой. После этого, через несколько минут при помощи фланели или байки тереть круговыми движениями до появления блеска.

При восстановлении лакокрасочного покрытия возможны четыре варианта:

"Нитро по нитро", при этом старый слой нитроэмали следует со шлифовать до шпатлевки или снять растворителем. Затем надо нанести на поверхность кузова выявительный слой нитроэмали, исправить дефекты, шпатлевкой, прошлифовать и удалить шлифовочную пыль. Этот слой обладает плохой адгезийной способностью (прилипаемостью), часто имеет сетку трещин и плохо удерживает на себе последующие слои покрытия.

"Синтетика на металл", окрашивают кузов синтетическими эмалями со снятием старой краски в такой же последовательности, как при использовании нитроэмалей. Вместо шпатлевки НЦ-00-8 применяют МЦ - 006 или ГФ - 00 - 12. затем наносят первый слой синтетической эмали, сушат его при 1=18 - 23°С 5-7 мин. и по мокрому первому слою наносят второй. Сушку меламиноалкидные МЛ - 12 производят при 1М25 - 130°С 35 мин.

"Синтетика по синтетике", при этом достаточно прошлифовать старый слой водостойкой шкуркой № 220 - 280. Участки, поврежденные до грунта или до металла, необходимо загрунтовать и выровнять шпатлевкой. Красить синтетической эмалью и сушить при Т=18 - 23°С в течении 15 мин.

"Нитро по синтетике", в этом случае кузов, ранее окрашенный синтетическими эмалями, можно покрывать нитроцеллюлозными.