Арт-студии и открытые студийные группы
В отличие от арт-психотерапевтических групп или семейной арт-терапии, арт-студия или открытые арт-студийные группы представляют несколько иной арт-терапевтический опыт. Людей, которые приходят в арт-студию, часто воспринимают как художников, а не как пациентов, — художников, которые в своей работе фокусируются на процессе самовыражения, исследования и исцеления.
Арт-терапия берет свое начало в клинической работе. В 40—50-х годах прошлого века арт-терапия предлагалась госпитализированным пациентам посредством занятий в терапевтических художественных студиях.
Эти художественные студии были очень похожи на обычные художественные школы или образовательные классы для взрослых, а большая часть работающих в них арт-терапевтов одновременно преподавала в студийных классах. Пациенты, посещавшие такие студии, имели возможность приходить и уходить по собственному усмотрению (отсюда произошло название «открытая студия»).
Таким образом, занятие искусством считалось важной частью лечения в клинике. Группы пациентов занимались по арт-студийным программам, в которых их побуждали к рисованию, живописи, скульптуре и ремеслам, являющимся частью реабилитации. Предполагалось, что художественная деятельность помогает пациентам выразить внутренние конфликты, достичь инсайта, необходимого для окончательного выздоровления.
Некоторые арт-терапевты считали, что изобразительное искусство важно само по себе и представляет собой процесс выражения, открытия и достижения инсайта без использования слов. С этого момента арт-терапия включает невербальную коммуникацию через художественную экспрессию, акцент на традиционной разговорной терапии становится значительно меньше и в большей степени начинает использоваться художественный процесс для интерпретации и коррекции психологических проблем.
Опыт организации арт-студийной работы в США
Арт-студийная работа, основанная на арт-терапевтической программе, ведется в медицинском центре в Кливленде уже с 1987 года. Это одна из старейших программ в США. Посетителями студии являются пациенты клиники. Данная программа использует арт-центрированный подход в терапии и предлагает открытую студию, посетителями которой могут быть не только пациенты больницы, но также их родственники и друзья. Работа такой студии предполагает не только достижение терапевтических целей, но включает и элементы обучения искусству. Арт-терапевтическая программа кливлендского медицинского центра предусматривает два одинаково важных аспекта. Один — побуждать людей к эксперименту, усвоению новой информации, развитию моторных и познавательных навыков, развитию творческого мышления. Другой важный аспект программы заключается в побуждении пациентов выражать свои мысли и чувства в процессе групповой дискуссии. Например, в конце арт-терапевтической сессии участники могут обмениваться своими мыслями об опыте работы, о влиянии на работу друг друга.
Открытый студийный проект в Чикаго был создан художником и арт-терапевтом с целью показать участникам студии ценность творческого процесса. Идея этого проекта заключается в том, что особое внимание уделяется уникальной творческой способности каждой личности и вере в то, что креативность, личностный смысл могут быть раскрыты посредством художественного самовыражения.
Люди, занятые в совершенно разнообразных сферах деятельности, посещают эту студию. Она открыта для пациентов клиник, для представителей бизнеса, для членов различных общественных организаций. График посещений может быть различным в зависимости от целей работы и особенностей посетителей. Это может быть и интенсивный курс в течение одной недели, и долговременное посещение один раз в неделю. В данной программе существуют возможности обмениваться работами, узнать, что Думают о твоем творчестве другие участники студии, и открыть, каким образом художественная экспрессия может быть личностно полезной для здоровья и благополучия.
Центр творческого роста в Окленде возглавляет художник и арт-терапевт Ирен Вард Брайдон. Центр предоставляет студийное пространство для взрослых с ограниченными возможностями. Это не лечебный центр, но в нем созданы условия для развития креативности посредством визуальных искусств, влияющих, в свою очередь, на состояние здоровья пациентов.
Посетителей центра в большей степени относят к художникам, нежели к клиентам или пациентам. Очевидность художественного таланта не требуется, и большая часть участников программы не имела опыта посещения художественных классов. Студийная программа предлагает более шестидесяти классов еженедельно и предоставляет возможности для занятий живописью, рисованием, скульптурой, керамикой, полиграфией и другими художественными жанрами. Существует специальное оборудование для тех посетителей, которые в нем нуждаются в связи с физическими ограничениями, а также тех, кто потенциально способен поддержать свое существование посредством своего искусства.
Центр творческого роста имеет свою галерею, где выставляются работы участников студии. Работы некоторых посетителей центра стали широко известными.
Артстрит в Нью-Мехико является общественной программой, использующей искусство для построения сообщества людей, повышения их самооценки, самодостаточности. В рамках этой программы предоставляется большая студия, куда каждый может заглянуть и что-то изобразить в разных художественных жанрах, включая живопись, полиграфию, скульптуру и фотографию. С момента открытия студии с середины 1990-х Артстрит ежегодно посещают сотни людей. Существует ядро из постоянных посетителей. Другие участники студии заходят сюда время от времени. Как правило, это люди, не имеющие или временно не имеющие жилья.
Приложения