Арт-студии и открытые студийные группы

В отличие от арт-психотерапевтических групп или семейной арт-терапии, арт-студия или открытые арт-студийные группы представляют несколько иной арт-терапевтический опыт. Людей, которые приходят в арт-студию, часто воспринимают как художников, а не как пациентов, — художников, которые в своей работе фокусируются на процессе самовыражения, исследования и исцеления.

Арт-терапия берет свое начало в клинической ра­боте. В 40—50-х годах прошлого века арт-терапия предлагалась госпитализированным пациентам по­средством занятий в терапевтических художествен­ных студиях.

Эти художественные студии были очень похожи на обычные художественные школы или образова­тельные классы для взрослых, а большая часть рабо­тающих в них арт-терапевтов одновременно преподавала в студийных классах. Пациенты, посещавшие такие студии, имели возможность приходить и ухо­дить по собственному усмотрению (отсюда произош­ло название «открытая студия»).

Таким образом, занятие искусством считалось важ­ной частью лечения в клинике. Группы пациентов занимались по арт-студийным программам, в кото­рых их побуждали к рисованию, живописи, скульп­туре и ремеслам, являющимся частью реабилитации. Предполагалось, что художественная деятельность помогает пациентам выразить внутренние конфлик­ты, достичь инсайта, необходимого для окончатель­ного выздоровления.

Некоторые арт-терапевты считали, что изобрази­тельное искусство важно само по себе и представля­ет собой процесс выражения, открытия и достиже­ния инсайта без использования слов. С этого момента арт-терапия включает невербальную коммуникацию через художественную экспрессию, акцент на тради­ционной разговорной терапии становится значитель­но меньше и в большей степени начинает использо­ваться художественный процесс для интерпретации и коррекции психологических проблем.

Опыт организации арт-студийной работы в США

Арт-студийная работа, основанная на арт-терапевтической программе, ведется в медицинском цен­тре в Кливленде уже с 1987 года. Это одна из старей­ших программ в США. Посетителями студии являются пациенты клиники. Данная программа использует арт-центрированный подход в терапии и предлагает открытую студию, посетителями которой могут быть не только пациенты больницы, но также их родствен­ники и друзья. Работа такой студии предполагает не только достижение терапевтических целей, но вклю­чает и элементы обучения искусству. Арт-терапевтическая программа кливлендского медицинского цен­тра предусматривает два одинаково важных аспекта. Один — побуждать людей к эксперименту, усвоению новой информации, развитию моторных и познава­тельных навыков, развитию творческого мышления. Другой важный аспект программы заключается в по­буждении пациентов выражать свои мысли и чув­ства в процессе групповой дискуссии. Например, в конце арт-терапевтической сессии участники могут обмениваться своими мыслями об опыте работы, о влиянии на работу друг друга.

Открытый студийный проект в Чикаго был со­здан художником и арт-терапевтом с целью пока­зать участникам студии ценность творческого про­цесса. Идея этого проекта заключается в том, что особое внимание уделяется уникальной творческой способности каждой личности и вере в то, что креа­тивность, личностный смысл могут быть раскрыты посредством художественного самовыражения.

Люди, занятые в совершенно разнообразных сфе­рах деятельности, посещают эту студию. Она от­крыта для пациентов клиник, для представителей бизнеса, для членов различных общественных орга­низаций. График посещений может быть различным в зависимости от целей работы и особенностей по­сетителей. Это может быть и интенсивный курс в течение одной недели, и долговременное посещение один раз в неделю. В данной программе существуют возможности обмениваться работами, узнать, что Думают о твоем творчестве другие участники студии, и открыть, каким образом художественная эк­спрессия может быть личностно полезной для здо­ровья и благополучия.

Центр творческого роста в Окленде возглавляет художник и арт-терапевт Ирен Вард Брайдон. Центр предоставляет студийное пространство для взрос­лых с ограниченными возможностями. Это не ле­чебный центр, но в нем созданы условия для разви­тия креативности посредством визуальных искусств, влияющих, в свою очередь, на состояние здоровья пациентов.

Посетителей центра в большей степени относят к художникам, нежели к клиентам или пациентам. Оче­видность художественного таланта не требуется, и большая часть участников программы не имела опы­та посещения художественных классов. Студийная программа предлагает более шестидесяти классов еженедельно и предоставляет возможности для за­нятий живописью, рисованием, скульптурой, кера­микой, полиграфией и другими художественными жанрами. Существует специальное оборудование для тех посетителей, которые в нем нуждаются в связи с физическими ограничениями, а также тех, кто по­тенциально способен поддержать свое существова­ние посредством своего искусства.

Центр творческого роста имеет свою галерею, где выставляются работы участников студии. Работы некоторых посетителей центра стали широко извес­тными.

Артстрит в Нью-Мехико является общественной программой, использующей искусство для построе­ния сообщества людей, повышения их самооценки, самодостаточности. В рамках этой программы пре­доставляется большая студия, куда каждый может заглянуть и что-то изобразить в разных художествен­ных жанрах, включая живопись, полиграфию, скуль­птуру и фотографию. С момента открытия студии с середины 1990-х Артстрит ежегодно посещают сотни людей. Существует ядро из постоянных посетителей. Другие участники студии заходят сюда время от времени. Как правило, это люди, не имеющие или временно не имеющие жилья.

Приложения