Предисловие

И.В. Сусанина

Введение арт-терапию

Учебное пособие

Москва

Когито-Центр


УДК 615.851 ББК 88 С 90

Рецензенты:

Д.И. Шустов — профессор, доктор мед. наук, заведующий кафедрой психиатрии РГМУ им. И.П. Павлова Ю.В. Егошкин — профессор кафедры психологии РГУ им. С.А. Есенина

Сусанина И.В.

С 90 Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95 с: ил.

Пособие знакомит читателя с бурно развивающимся в настоящее время направлением научной и практической деятельности — арт-терапией. Рассматриваются культурные предпосылки и история становления арт-терапии как метода терапевтической практики, ее возможности и механизмы воздействия. Анализируются основные особенности и этапы арт-терапевтического процесса, описываются различные формы арт-терапии, ее основные техники и направления.

Рекомендуется студентам, обучающимся по специальностям «Социальная работа», «Социально-культурная деятель­ность».

ББК 88

И.В. Сусанина, 2007 «Когито-Центр», 2007

ISBN 5-89353-215-5

Предисловие

Язык искусства — красок, линий, форм и обра­зов — говорит нам о том, что очень сложно выра­зить при помощи слов. Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего воз­можность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприя­тий и жизненного опыта.

Арт-терапия основывается на том, что художе­ственные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

Арт-терапия, как профессиональная деятельность, — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает цели­тельным эффектом, известно еще с древности. На про­тяжении всей человеческой истории искусство отра­жало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до траги­ческих потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

В последние десятилетия художественное творче­ство как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им изба­виться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприят­ных физических симптомов.

Появление арт-терапии, этой специфической дея­тельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тен­денции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40—50-х годах про­шлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как науч­ной дисциплины, развитие системы подготовки спе­циалистов, приобретение статуса особой професси­ональной деятельности.

В России арт-терапия использовалась преимуще­ственно как метод в рамках психиатрии и психотера­пии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бур­но развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербур­ге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, ра­ботает авторская программа канд. мед. наук А.И. Ко-пытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте прак­тической психологии «Иматон»); проводится ежегод­ная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педа­гогического мастерства в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, про­фессора Д.М. Аебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере об­разования; в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе пси­хологического или медицинского образования).

Арт-терапия как научный метод возникла в условиях западной культуры. Существенные социально-эконо­мические, культуральные, социально-психологические различия, сложившиеся между двумя политическими мирами, объясняют трудности становления професси­ональной арт-терапевтической деятельности в России.

Однако перспективы развития арт-терапии в Рос­сии связаны и с социально-экономическими услови­ями жизни страны, и с укреплением демократичес­ких основ государства и общества, и с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество, преодо­лением социально-культурных барьеров, возникших в советскую эпоху.

Особый интерес представляет развитие арт-тера­пии в контексте социально-культурной деятельности. Подобный опыт уже десятилетиями существует во многих странах мира в форме открытой студийной работы. Деятельность открытых арт-студий направ­лена, прежде всего, на развитие творческого потен­циала самых различных групп населения, а также на оказание им психологической поддержки. В отличие от традиционных студий изобразительного искусства (изостудий), достаточно распространенных в деятель­ности советских клубов, открытые арт-терапевтические студии ставят перед собой задачу не обучения навыкам изобразительного творчества, а, прежде все­го, раскрытия креативных возможностей людей.

В России данная работа лишь начинает развивать­ся, и, прежде всего, в мегаполисах. Однако существу­ют примеры студийной работы и в региональных центрах. К ним относятся: работа в направлении данс-терапии, проводимая Г.Д. Виноградовой с группами людей с ограниченными возможностями (на базе Рязанского Дворца Молодежи и выставочного зала Рязанского отделения союза художников России), а также работа в области визуальной арт-терапии, про­водимая И.В. Сусаниной с группами бывших участ­ников боевых действий (на базе санатория ветеранов войн в п. Солотча), а также с людьми с ограниченны­ми возможностями, организованная на базе художе­ственного салона «На Старом Перекрестке».

Деятельность открытых арт-студий пока еще не имеет специальной профессиональной ниши, и суще­ствующий опыт является результатом воли и усилий тех, кто нуждается в такой работе, и тех, кто спосо­бен оказать такую помощь. Однако со временем эта работа должна стать частью действительности рос­сийской жизни,— так, как это произошло в индуст­риально развитых странах мира. Стартовым момен­том, безусловно, является подготовка специалистов в этой области, формирование профессионального статуса арт-терапевта. В мировой образовательной практике арт-терапия является последипломной об­разовательной ступенью.

Профессиональное образование в области соци­ально-культурной деятельности максимально близко по своей направленности в качестве базового для подготовки арт-терапевтов открытых студий.

Данное учебное пособие предлагается для студен­тов университета культуры и искусства в качестве ознакомления с основами арт-терапевтической дея­тельности, как одним из перспективных направле­ний их дальнейшей специализации.