Внутренние морские воды. Правовой режим морских портов. Правовой режим территориального моря.
Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (Белое море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.
Указанные выше правила отсчета не относятся к историческим заливам, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов Залив (Канада) и т.д.). Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежном государством по его усмотрению, т.е. регламентировано внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства.
В интересах развития международных отношений прибрежное государства открывают свои порты для свободного захода иностранных судов без дискриминации. Правда это не распространяется на иностранные военные суда. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних (или архипелажных вод), называется территориальным морем или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Согласно Конвенции 1982 г. “каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время тем не менее около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.
Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.
81. Правовой режим открытого моря.Изъятие из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря.
Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.
Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским пространством и т.д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря своему суверенитету.
Теория договорной, признанной юрисдикции государства флага, выводимая из принципа суверенного равенства государств, свободы открытого моря и свободы судоходства в открытом море, а также из конкретных международно-правовых норм обычного и договорного характера. Однако эта доктрина не объясняет коренных причин самого факта, поскольку исключительная юрисдикция принадлежит здесь именно государству флага, тем более если учесть, что указанное правило было непоколебимо задолго до попыток универсальной регламентации правового режима открытого моря, а осуществленная регламентация его не поколебала. Такое объяснение дает взгляд на судно как на «условную» или «плавучую» территорию. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками данной теории, являются указания на предусмотренные международными договорами случаи остановки, осмотра и задержания судна в открытом море иностранным военным кораблем, а также право преследования по горячим следам. Как известно, количество изъятий из правила исключительной юрисдикции государства флага в открытом море все возрастает. Конвенция 1982г., например, добавила к соответствующим положениям Конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 22, 23) еще три случая (ст. 108—110). К исключениям можно отнести также Конвенцию 1969 г. относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью. В преамбуле Конвенции, правда, предусматривается, что исключительные меры, которые предоставляются прибрежным государствам, не нарушают принципа свободы открытого моря. Следует признать, что предусмотренная Конвенцией возможность принятия прибрежным государством целесообразных мер на борту иностранного судна в открытом море для предотвращения, сокращения и ликвидации загрязнения является несомненным изъятием из принципа исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Однако здесь речь идет о договорном или признанном характере изъятий из исключительной юрисдикции государства флага в открытом море.