Высказывания о святых и святости

Бог славится во святых, а святые прославлены Богом. Слава, которую Господь даёт свя­тым, столь велика, что если бы люди видели святого, как он есть, то от благоговения и страха пали бы на землю, потому что плотский человек не может вынести славы небес­ного явления. Святой Силуан Афонский.

 

Должно почитать святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, по сло­вам евангелиста Иоанна Богослова «елицы же прияша Его, дада им область чадом Бо­жиим быти» (Ин. 15,14). Истинно должно почитать их, воздвигать во имя их храмы Богу, приносить дары, чтить дни памяти их и в оные веселиться духовно.

Святой Иоанн Дамаскин

 

Самим праведникам не нужно приращение славы, но нам, которые ещё в этой жизни необхо­димо памятование для подражания. Святой Василий Великий

 

Большое место в благочестии Православия занимает почитание святых. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне явленное в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посред­ники между Богом и людьми, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья, помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним.

Отец Сергий Булгаков

 

Святые живут в совсем ином мире и там Духом Святым видят славу Божию и красоту лица Господня. Но в этом же Духе Святом они видят нашу жизнь и наши дела. Они видят наши скорби и слышат наши горячие молитвы. Живя на земле, они научились любви Бо­жией от Духа Святого; а кто имеет любовь на земле, тот с нею переходит в вечную жизнь в Царстве Небесном, где любовь возрастает и будет совершенною. А если здесь любовь не может забыть брата, то тем более святые не забывают нас и молятся за нас.

Святой Силуан Афонский

 

О слове «радуйся»[8]

Значение слова радость: ж. веселье, услада, наслажденье, утеха, противопол. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; | самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства. Сказать вам радость? т. е. радостную весть. Моя радость, утеха моя, что или кого люблю, чему или кому радуюсь, утешаюсь, услаждаюсь. (Онлайн словарь)

Слово «радость» имеет не только земной. Душевный смысл, но и сакральный, религиозный. Оно определяет чувства и состояние человека, которые испытывает от общения с Богом (Зах 2, 10-13; Лк 1; Мф 12, 46-50). Можно сказать, что это начало Евангелия вообще. С этого одного слова Бог Вседержитель, Бог Авраама, Исаака, Якова и Моисея, Исаии и всех пророков начинает новую главу в спасении человечества и всей вселенной. И как молодая Мария, так и мы можем глубоко удивляться этому конкретному слову, с которого Бог решил начать новый диалог с человеком. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк., 1:28-30)» - это повествование о Благой Вести Деве Марии о рождении от Неё Мессии.

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно - тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит "Спасения нашего главизну" - т.е. начало нашего спасения.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: "Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего," и затем прибавляет - "и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!" (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: "Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших."

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе "Умиления." На ней Дева Мария - без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: "Радуйся Невесто неневестная." Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Благовещение это - первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать - Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение." "Славу Богу" - несла в своем сердце Дева Мария и - "мир земле" за это обещал Ей Спаситель.

С этим слово обращается Бог к человеку. С него же начинается и ответное слово. «Радуйся» обозначает приветствие, доброжелательность.

Бог желает здоровья и жизни человеку; и это первое, что Он хочет, чтобы человек услышал от Него. Такая интонация слова — знак, что именно Он говорит. Слову «радуйся» сопутствует мир тепло и любовь. Он бы мог воспользоваться любым другим словом – Смирно! Давай! Быстро! Внимание! – но их не использовал… Никакое из них не передаёт точно то, что Он хочет, чтобы Мария поняла архангела Гавриила.

Мы часто слышим такие напрягающие слова в нашем сознании. Вопрос такой – являются ли они голосом Бога к нам? Он ли говорит мне, или кто-то другой? Или так, как у Марии, когда я остановлюсь и прислушаюсь к своей внутренности, Он использует другого рода слова, как например: Не бойся! Мир тебе! Я рядом! Есть разница в интонации и в словах, которые использует Бог и которые использует «другой».

Мария должна была осознавать и распознавать слово «радуйся», как исходящее от Бога, а не как соблазн. И все, что ангел вещал Марии, было весьма удивительно! А она поверила. Бог ей дал понять через ощущение мира, поддержку и любовь, что ангельское приветствие только от Доброго. Ей предлагается обратить внимание на конкретный знак — её родственницу Елизавету. Её беременность является «доказательством», что эти слова имеют очень конкретную и добрую силу.

Она поверила, и так началось спасение нашего мира. Так и мы приглашены поверить в доброжелательность Бога и Его обращение к нам с подобными словами! Чтобы жить в Божьей доброжелательности, мы призваны замечать разницу между всеми словами, которые мы осознаём внутри себя, и следовать только тем словам, которые от Него. Обращать внимание также на знаки, которые Господь нам посылает… Бог действует только через Добро!

Слово «радуйся» часто употребляется в акафистах – своеобразных гимнах Богу, Богородице, ангелам и святым. В иеме урока оно взято из акафиста святому Стефану.

Как жанр христианской гимнографии акафист (от греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть; букв. «неседален») отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным.

Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен («Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»). В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота акафиста). Повторяющееся многократно слово «радуйся» взято из святого Евангелия. Так приветствовал архангел Гавриил Божию Матерь, принеся весть о будущем рождении от Нее Мессии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28).

В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся». Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 12).

Составление акафиста Божией Матери предание приписывает диакону великой Константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов. К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах. (Иеромонах Иов (Гумеров).

 

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – «Радуйся». И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, «главизны нашего спасения», зачинается тот родник «воды живой», который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа», так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение - праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы - подснежники и фиалки; ночью - голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

«Я стал доступен утешению» - (пишет Пушкин, отпустив птицу) – «зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!» Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: «она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня».

 

Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского»[9]

1. Вступление.

Месяца апреля, в 26-й день, преподобным монахом Епифанием сочинено было Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, служившего в Пермской земле епископом. Господи, благослови.≤ ≥

Поскольку не достиг я такого умения, чтобы писать на незримых скрижалях разума и сердца, решился писать я на осязаемых хартиях. ...Хотел бы я написать о том немногом, что удержала память моя, во имя памяти о праведном и небывалом житии преподобного отца нашего Стефана, служившего епископом в Пермской земле.

Поведано же будет о нем как изначальное, так и о рождении его, о детстве, и о юности, и о монашестве, и о священничестве, и об учительстве — вплоть до самой кончины его, — и о добродетелях его,— и о похвалах ему, и о многом подобном другом.

Сведения сии собрал я и там и сям, слушая рассказы учеников святого Стефана об учительстве его и управлении делами. Кое- что видел я собственными глазами, иное постиг я из бесед многократных с самим отцом Стефаном, а также с другими старцами.

Ибо гласит Священное Писание: спроси отца твоего — и он возвестит тебе, спроси старцев – и они скажут тебе (Второзаконие, 32:7). – С. 57.

Но молю, боголюбцы: даруйте искренность мне и за меня молитесь, ибо неповоротлив я умом и в речах неискусен… Прост я и смятением охвачен. <...>

Прошу же, да ниспошлет Господь мне благодать и дар Святого Духа, которым всякое живое существо дышит и движется; от котораго всяческая премудрость исходит... <...> и молюсь Святой Троице единосущней и нераздельной; прошу дара, да ниспошлет благодать мне Свою в помощь мне, да подаст мне слово твердое, разумное и пространное; да воздвигнет мой ум, отягченный унынием и страстями плотскими; да очистит сердце мое, покрытое частыми струпьями душевных язв и страстей телесных, дабы смог я нечто малое написать и хвалу воздать доблестному Стефану, проповеднику и. учителю веры пермян, наследнику апостолов — если Бог даст.