II. Вопросы и задания группам.
I группа. Детство святого Стефана.
1. Прочитайте отрывок из жития св. Стефана «Детство» (стр. 58-60, страницы указываются по тексту из хрестоматии «Древнерусская литература XI-XIV в.в. в средней школе», Сыктывкар, 1996 год. В хрестоматии тексты напечатаны в переводе Тираспольского).
2. Подготовьте сообщение о Великом Устюге, месте рождения св. Стефана. (Здесь и далее рекомендуем использовать книгу «Земля Стефана Пермского» Сыктыкар, Эском, 2008, жития святого Стефана Пермского и материалы газеты «Вера» № 45 (1991), № 88-89 (1992), № 134-135, 159-160 (1994). По данному заданию возможен просмотр фильма о родине св. Стефана, подготовьте карту с указанием основных мест пребывания святого Стефана (В. Устюг, Ростов Великий, Москва, В. Новгород, Усть-Вымь).
3. Подготовьте небольшое сообщение об апостоле Стефане (по «Новому Завету», кн. «Деяние апостолов», гл. 6-7).
4. Расскажите о св. Прокопии Праведном. (По материалам газеты «Вера», житию святого юродивого Прокопия Устюжского и книге «Земля Стефана Пермского» Сыктыкар, Эском, 2008).
5. Составьте и исполните небольшой сценарий «Детство св. Стефана Пермского». (Задание, в силу его сложности, выполняется с помощью учителя).
6. Ответьте на вопросы (руководитель группы в процессе обсуждения на уроке, ставит оценки участникам группы. (Задание для всех групп),
- Какие чудеса были связаны с рождением св. Стефана?
- Чье имя носит он? Что знаете о его небесном покровительстве?
- Почему, на ваш взгляд, святитель зырян родился именно в Великом Устюге?
- Что знаете о святом Прокопии Праведном? Какова его роль в воспитании мальчика?
- Какие добродетели проявились у ребенка в детстве и отрочестве?
- Почему он выбрал монашеский путь?
II группа. Решение о служении и путь в Пермь.
1. Прочитайте отрывки по теме (стр. 60-65, 65-69).
2. Найдите и прочитайте отрывки, в которых звучит тема искупления.
3. Подготовьте их пересказ (или выразительное чтение).
4. Отметьте по карте путь св. Стефана в Пермь, укажите на ней храмы и монастыри, построенные в период его епископства.
5. Ответьте на вопросы:
- Обратите внимание на художественный прием, использованный Е. Премуд-рым, который подчеркивает намерения св. Стефана, отправляющегося к зырянам. Что это за прием? Прочитайте текст.
- Как проходит св. Стефан через искушения пути? Почему, по мнению автора, он выдержал испытания?
- Какие приемы в раскрытии образа святого использует автор, рассказывая о его миссионерской деятельности?
- Какое великое чудо еще раз подчеркивает духовное родство св. Сергия и св. Стефана?
III Служение святого Стефана в Зырянской земле.