Темы контрольной работы

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

Кафедра философии

О.И. Чепига

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания

По выполнению контрольной работы

 

 

Костанай, 2012

 

ББК 60.5

Ч 44

Автор:

Чепига Оксана Иосифовна, ст. преподаватель

 

Чепига О.И.

Ч 44 Cоциология. Методические указания по выполнению контрольной работы. – Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2012. - 36 с.

Предлагаемое учебно-методическое пособие построено в соответствии с типовой учебной программой по «Социологии» как вузовской дисциплины Учебно-методическое пособие включает в себя темы контрольных работ, вопросы и методические указания по написанию каждой темы. Пособие включает основные тематические разделы курса «Социология» и предназначено для студентов заочного отделения.

Предназначено для студентов всех специальностей

 

ББК 60.5

 

 

Утверждено Методическим советом ГСФ Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, протокол от ____2012г. № __.

 

 

© Костанайский государственный

университет им. А. Байтурсынова, 2012

 

 

Контрольная работа является одной из форм контроля знаний студентов по курсу «Социология» и предусмотрена учебным планом.

Студенты пишут контрольную работу по закрепленному за ними варианту строго по алфавиту. Тема контрольной работы выбирается по номеру, в соответствии с указанной начальной буквой фамилии.

 

Темы контрольной работы

Начальная буква фамилии студента Номер варианта Начальная буква фамилии студента Номер варианта Начальная буква фамилии студента Номер варианта
А 1, 17 Л 11, 1 Х 21, 11
Б 2, 18 М 12, 2 Ц 22, 12
В 3, 19 Н 13, 3 Ч 23, 13
Г 4, 20 О 14, 4 Ш 24, 14
Д 5, 21 П 15, 5 Щ 25, 15
Е 6, 22 Р 16, 6 Э 26, 16
Ж 7, 23 С 17, 7 Ю 1, 17
З 8, 24 Т 18, 8 Я 2, 18
И 9, 25 У 19, 9    
К 10, 26 Ф 20, 10    

 

Определив вариант контрольной работы необходимо внимательно ознакомиться с планом и рекомендованной к теме литературой, которая будет использоваться при выполнении контрольной работы. Начинать нужно с базового учебника, отражающего программу дисциплины. Положительной оценкой контрольной работы будет допуск к собеседованию. После проведенного собеседования работа оценивается зачетом, либо ее необходимо доработать в соответствии с полученными замечаниями. Контрольная работа, не допущенная к собеседованию, или не получившая положительной оценки, т.е. оценки «зачет» не дает оснований для допуска к экзамену.

В качестве методических ориентиров при выполнении контрольной работы можно использовать учебные пособия, лекции, УМКД, а также тексты первоисточников, а именно: авторов той или иной социологической теории. Ссылки на использованные источники надо делать постранично, указав фамилию автора, инициалы, название книги или статьи, место и год издания, используемые страницы. Список используемой литературы прилагается в алфавитном порядке, на последней странице. Сначала перечисляются монографии, далее статьи, потом учебники, словари и в последнюю очередь Интернет-сайты. Объем контрольной работы должен составлять 10-15 стр. напечатанного текста, с интервалом 1,5, шрифт (кегль) 14.

На титульном листе вверху обозначается название вуза и кафедры, в центре – наименование темы работы, внизу правее - фамилия, имя и отчество ее автора, факультет, специальность, номер группы, внизу, по центру, – город и год написания.

Обратите внимание, что работа, дословно переписанная из учебника или заимствованная из текстов Интернета, без ссылок на источники, к собеседованию не принимается.

Итак, выполнение контрольной работы целесообразно осуществлять в такой последовательности. Определив номер варианта и отыскав его в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы, изложенном в методических указаниях. Затем необходимо обратиться к соответствующим главам учебника по социологии. Социология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 2010 (изд. Проспект), а также к соответствующему разделу УМКД «Социология».

При подготовке к контрольной работе следует пользоваться литературой, рекомендованной к теме.

Основная содержательная часть контрольной работы излагается строго по плану. Тема контрольной работы должна раскрываться в соответствии с ним. Выполнение контрольной работы должно показать знание студентом основных теоретических вопросов предложенной темы контрольной работы Особенно это касается первого вопроса темы, он предполагает умение оперировать понятиями, категориями в раскрытии сущности вопроса.

Второй вопрос носит характер методологической, исследовательской специфики, характерной для данной учебной дисциплины.

Особое значение для оценки способности студента к самостоятельной исследовательской процедуре имеет третий вопрос темы, который по своей сути является практическим заданием. В соответствии с дисциплиной «Социология», это либо составление структурно-логических схем, либо проведение сравнительного анализа, либо описание, с применением того или иного метода. Целесообразно включить в работу результаты социологических исследований по тем или иным аспектам социальной реальности, которые должны быть проиллюстрированы эмпирическим материалом. Этот материал можно брать в журналах: «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Мысль» и др., к которым, наряду с учебниками, следует непременно обращаться.

Рекомендуется также и самостоятельный подбор литературы. Надежным и полным источником информации по теме служит справочная литература по социологии.

Выводы по всей работе обозначаются в заключении. Поощряется самостоятельность суждений автора контрольной работы, связь проанализированных вопросов с современными реалиями.

В конце текста приводится список использованной литературы.

Ответы на замечания и вопросы рецензента следует давать в письменной форме. В случае отрицательной рецензии необходимо доработать текст согласно замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с первым ее вариантом.

Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания.

Тематика контрольных работ по курсу «Социология»

 

 

Вариант 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

 

1. Социальное знание в Античности и эпоху средневековья.

2. Социальные учения Нового времени и Возрождения.

3. Просвещение как этап оформления теоретических предпосылок социологического знания.

Изложение первого вопроса целесообразно начать с того, что первые представления об обществе зародились в рамках мифологического мышления, которое проводило границы между миром природы и социальным миром. Новый взгляд на общество сформулировали знаменитые древнегреческие философы Платон и Аристотель. Вам следует проиллюстрировать их учения об обществе, государстве (эти понятия у греков тождественны) и сделать вывод. Средневековое христианство внесло свой вклад в понимание общества и человеческой истории, здесь необходимо опираться на социальные идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского в вопросах о государстве, народе, власти, законах, порядке, восприятии истории как процесса, имеющего смысл и цель.

Ответ на второй вопрос плана должен содержать обращение к социальным теориям социалистов-утопистов. Заслуживает внимания оптимистичная периодизация истории Д. Вико, а также идеи государственного устройства и власти Н. Макиавелли. Вам следует ответить на вопрос, какие новые социальные теории были разработаны социальными философами Нового времени Т. Гоббсом, Дж. Локком. Какие их идеи разрушили прежние представления о государстве, обществе, сословной иерархии. Обозначить, что благодаря их трудам гражданское общество и личность выделяются в самостоятельные объекты социологических исследований.

В третьем вопросе необходимо проиллюстрировать взгляды на социальную жизнь Ш. Луи Монтескье, Ж.Ж. Руссо, которые развили теорию «общественного договора», Ж. Кондорсе, сформулировавшего идею социального прогресса. Обязательно включите в работу идеи Адольф Кетли, франко-бельгийский математика, подготовившего основу эмпирической социологии и собственно социологии как науки. Сделайте общий вывод.

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. М., Юнити-Дана, 2004, а также: М., Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М., ИД «ФОРУМ», 2010, с. 4-17.

4. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов. – И.: Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2002

5. Общая социология: учеб.пособие / коллектив авторов под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011.

6. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин). – СПб.: Питер, 2007.

7. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

Вариант 2. Социология как наука

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.

2. Система категорий, законы и основные функции социологии.

3. Дайте правильное определение предложенным понятиям.

В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Фундаментальная социология Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.
Отраслевая социология Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Эмпирическая социология Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

 

Изложение первого пункта плана целесообразно начать с ответа на вопросы, почему и когда возникла наука социология, для чего она необходима, в чем проявляется специфика социологического знания. Кратко обратиться к предыстории возникновения социологии как науки. Здесь следует дать определение понятия «социология». (Можно начать с этимологического разбора самого термина «социология» и привести определения, данные разными учеными социологами. Например, О. Контом, Э. Дюркгеймом, Н. Смелзером, П. Сорокиным, Э. Гидденсом, В.А. Ядовым и др.

Необходимо выделить объект и предмет социологии, раскрыть его структуру. При этом следует указать три взаимосвязанных и равнозначных уровня социологического знания, макро и микросоциологию; его теоретический и эмпирический уровни. Следует указать на отношения между уровнями социологического знания, а также раскрыть содержание фундаментальной и прикладной сферы социологии.

При изложении второго вопроса следует выяснить: может ли наука существовать с присущей только ей определенной системой категорий и понятий; в чем проявляется их сущность, каково содержание этих категорий. Следует охарактеризовать три основные группы категорий, выделить ключевое понятие для социологии.

Важно раскрыть взаимосвязь социологии с другими науками и просмотреть их сходство и различия.

Следует также уделить внимание социологическим законам. Назвать основные функции социологии и ответить на вопрос: можно ли избавиться от идеологического подхода в социологических исследованиях?

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М., Проспект, 2010.

2. Гидденс Э. Социология: Пер. с англ. – М.: УРСС, 2005.

3. Общая социология: учебное пособие / коллектив авторов: под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КНОРУС, 2011.

4. Сорокин П.А. Система социологии. – М. Астрель, 2008.

5. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин). – СПб.: Питер, 2007.

6. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

7. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. – 3-е изд.; испр. – М., Омега-Л. 2007.

 

Вариант 3. Возникновение теоретической социологии XIX века

1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта.

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.

3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля:

«Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?

Раскрывая первый вопрос, подчеркните роль О. Конта как основателя социологии - самостоятельной и целостной науки об обществе, как создателя нового направления. Вспомните, что означает позитивизм в науке. Раскройте общие контуры новой науки, предмет и методы исследования, классификацию наук и место в ней социологии. Проанализируйте «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта и выводы, вытекающие из этого закона. Взгляд О. Конта на проблемы гармонии и согласия в обществе. Вклад О. Конта в разработку понятийного аппарата социологии. Что Конт говорил о промышленном обществе как воплощении социального прогресса. Что можно сказать о принципах эволюционной теории основателя социологии?

Во втором вопросе охарактеризуйте вклад Г. Спенсера в социологию, как выглядит его органическая теория и почему она так называется. Какова его концепция социальных институтов. В чем заключается его провидческая идея о либерализме и буржуазном индивидуализме. К какому направлению в социологии принадлежит Г. Спенсер? Взгляды социолога на проблемы стабильности общества: социальное равновесие, социальную гармонию и распад общества. Следует проследить причины и характерные черты распада. Основные спенсеровские размышления должны быть тщательно проиллюстрированы. Можно проследит связь с современными российскими реалиями, особенно в части ограничения роли государства, отказывающегося от общественных усилий по поддержанию подрастающего поколения и от помощи бедным слоям населения.

В заключении следует подчеркнуть вклад продолжателя позитивистской традиции Г. Спенсера, в разработку понятийного аппарата социологии.

 

Литература :

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М., Проспект, 2010.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. Смелзер Н. Социология. М., Феникс, 1994.

4. Кравченко А.И. Социология - М.: Проспект, Социология. 2007.

5. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М., 2008.

6. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

7. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.

8. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

Вариант 4. Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

3. Понятие аномии, как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры.

В первом вопросе, прежде всего, отметить следует представителем какого направления, какой школы в социологии является Э. Дюркгейм. Раскройте взгляд Э. Дюркгейма на социологию как науку, ее предмет; в чем суть метода социологизма, каковы правила социологического метода; что такое «социальные факты», их основные признаки. Раскрыть суть социологизма Э. Дюркгейма.

Второй вопрос раскрывает содержание теории «социальной солидарности» - главной темы в творчестве Э. Дюркгейма. Исходя из этой проблемы, какую задачу перед социологией ставил Э. Дюркгейм, какие типы социальных связей выделяет ученый и каким типам обществ они присущи, выводы Э. Дюркгейма из этого анализа.

Третий вопрос следует начать с анализа понятия аномии в интерпретации Э. Дюркгейма. Как реалист, социолог ищет аномальные социальные проявления в современной ему цивилизации. Необходимо раскрыть суть его учения о коллективном сознании, о нормальном и патологическом развитии общества.

Уместно также провести аналогию с современным российским обществом.

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М., Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

6. Дюркгейм. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Терра-Книжный клуб, 2008

7. Кравченко А.И. Социология - М.: Проспект, Социология. 2007.

8. Социология. Энциклопедия. Минск, 2003.

9. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

10. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

 

Вариант 5. «Понимающая» социология Макса Вебера

 

1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов». Проблема ценностей.

2. Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

3. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Аргументируйте.

В первом вопросе раскройте суть «понимающей» социологии, какие задачи ставит М. Вебер перед социологией и социологами, какой метод для анализа смысла и значения человеческих действий предложил М. Вебер. М. Вебер стремился выработать методологию и логику формирования понятий, что и выражено в методе «идеальных типов». Раскройте суть этого изобретения М. Вебера, какое значение эта конструкция имеет для человека и для общества.

В чем заключается суть теории социального действия, что понимает М. Вебер под социальным действием, при каких условиях действие, по Веберу, становится социальным, назовите типы социальных действий.

Следует ответить на вопрос, как Вебер трактует ценность и каково значение такой трактовки. В чем суть проблемы ценностей (моральных, политических, религиозных, эстетических и др.).

При ответе на второй пункт плана, необходимо раскрыть точку зрения М. Вебера на проблему рационализации, используя работу «Протестантская этика и дух капитализации». В чем суть рационализации по М. Веберу как тенденции развития западного капиталистического общества. Какую роль в зарождении капитализации в Европе сыграла протестантская религиозная этика, существует ли взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью, в чем это проявляется? Напомним, что в этом вопросе Вебер выступает наследником Просвещения и одним из последних его защитников в ХХ в.

Отвечая на третий вопрос, следует раскрыть, что считал Э. Дюркгейм основной задачей социологии, и как понимал эту задачу М. Вебер, чему он уделял главное внимание? Кто из социологов видел задачу социологии в исследовании объективных социальных фактов, а кто из них - главное внимание уделял исследованию мотивов деятельности отдельных личностей и групп. Кому принадлежит утверждение, что не только общество влияет на человека, но и человек, преследуя свои цели и интересы, осознанно взаимодействует с другими людьми и тем самым создает социальную реальность.

 

Литература :

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Вебер М. Избранные произведения.- М., 1994.

4. Вебер М. История хозяйства. – М.: Город, 2001

5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. - М.: КомКнига , 2010.

6. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

8. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

9. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

10. Социология. Энциклопедия. Минск, 2003.

11. Уорд Л.Ф. Очерки социологии. – М.: Либроком, 2009.

12. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

Вариант 6. Формальная социология Георга Зиммеля

1. Георг Зиммель о предмете социологии и цели социологического метода.

2. Формы социальной жизни и их классификация в социологии Г. Зиммеля.

3. Зиммель о концепции понимания как необходимом условии «принципиальной гармонии» между индивидом и обществом.

Раскрывая первый вопрос плана, необходимо начать с определения предмета социологии Г. Зиммелем. Немецкий мыслитель четко отделяет новое социологическое знание от других социальных наук, указывая на роль социологии как метода, проявляющего любое общественное событие как факт, подчиняющийся «закону» или «ритму» общественного развития. Следует зафиксировать внимание на том, что социолог рассматривает общество как процесс, порождающийся взаимодействием индивидов, которые постепенно «обобществляются» (социализируются). Как происходит процесс обобществления?

В ответе на второй вопрос, необходимо привести зиммелевскую иерархию форм социальной жизни по принципу удаленности от непосредственного «потока жизни», указав: спонтанные, экономические и прочие формы государственных учреждений, а также наиболее удаленные от социальной жизни «игровые» формы.

В третьем вопросе, рассуждая о гармонии между индивидом и обществом, надо указать на то, что Г. Зиммель обнаруживает «обобществление» даже там, где есть противоположности социальности, т.е. в споре, вражде, конкуренции как типах конфликта. Проиллюстрируйте проблематику. Социолог не считает солидарность основополагающим социальным фактом. Вам следует поразмышлять над этим. В заключении вам надо ответить на вопрос, предшественником каких социологических школ явился Г. Зиммель?

 

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Арон Ф. Этапы развития социологической мысли / под ред. д.ф.н. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. Т. 1, Созерцание жизни. Т. 2. - М.: Юрист , 1996 (Лики культуры), с. 301-529, 569.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

8. Социология. Энциклопедия. Минск, 2003.

9. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

10. Уорд Л.Ф. Очерки социологии. – М.: Либроком, 2009.

 

Вариант 7. Социология марксизма: основные характеристики

 

1. Концепция материалистического понимания истории как альтернатива поизитивистскому проекту в социологии К. Маркса.

2. Марксистская теория социальных классов и классовой борьбы как движущая сила истории.

3. К. Маркс – основатель теории классового конфликта.

В первом вопросе следует отметить появление марксистской социологии как альтернативы позитивистской социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, суть марксистской социологии, ее предмет и место в ряду современных социологических теорий.

Покажите, в чем заключается сущность перехода от идеалистического к материалистическому пониманию истории в марксистской социологии. Назовите основные принципы учения об обществе К. Маркса

Уясните марксистское определение понятия «общественная формация», раскройте его содержание, под влиянием каких факторов происходит смена общественных формаций, что является материальной предпосылкой процесса смены общественных формаций.

Излагая второй вопрос, раскройте взгляды Маркса на поступательное, прогрессивное развитие общества, отраженное в учении об общественно-экономических формациях. Обратите внимание на то, что Маркс анализировал классы через отношение к собственности на капитал и средства производства, а также рассматривал классы как реальные коллективы, способные изменять общество. Что выступало классообразующей основой у Маркса. Поскольку социолог выделял два основных класса общества, вам необходимо в работе сделать акцент на характере взаимоотношений между классами и указать на экономический источник конфликта в обществе, который проявляет себя в форме классовой борьбы.

При изложении третьего вопроса следует уяснить конкретную историческую задачу, которую ставил перед собой К. Маркс, и методологическую цель, которую он преследовал, обосновывая свою концепцию. Надо проанализировать экономическую концепцию К. Маркса и её связь с понятиями «собственность на средства производства», «труд», «капитал» и др., которые обусловлены конкретно-историческим этапом развития общества и применялись социологом с конкретной исторической определенностью.

Заключая рассмотрение вопроса, необходимо указать на ошибочность некоторых прогнозов К. Маркса, таких как обнищание рабочего класса, концентрации собственности в руках немногих людей, социальной поляризации и др.

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Арон Ф. Этапы развития социологической мысли/под ред. д.ф.н.П.С. Гуревича, М., Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.

4. Батурин В.К. Управление образованием: теоретико-методологические аспекты. – Одинцово: «Оргсервис – 2000», 2007, с. 35-39.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. Глава 8. Социологические теории классов. С. 263-333. Глава 9. Средний класс. С. 337-339.

6. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

7. Маркс К., Энгельс Ф. - М.: Политиздат. Соч. 2-е изд. Тт. 10, 3, с. 124.

8. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин). – СПб., Питер, 2007.

9. Социология. Энциклопедия. Минск, 2003.

10. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник./Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

11. Социология. Энциклопедия. Минск, 2003.

12. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

Вариант 8. Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

 

1. Теория структурно-функционального анализа.

2. Теория социального конфликта.

3. Теория социальных изменений Р. Мертона.

В первом вопросе следует назвать представителей школы структурно-функционального анализа, работы их, вклад в развитие социологической мысли:

1 - взгляд на общество как систему, понятие «равновесия», условия выживания социальной системы, назовите эти условия и раскройте их содержательную сторону. Что такое функция в теории Парсонса, какую она роль играет для объяснения целостности общественной системы, какие функции называет Т. Парсонс, какие структурные элементы общества осуществляют эти функции. Что обеспечивает общественный порядок.

2 - раскройте теорию социального действия в интерпретации Т. Парсонса:

а) в чем заключается специфика социального действия;

б) основные элементы социального действия;

в) модель системы социального действия.

3 - по Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер. Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация и интеграция – раскройте содержание этих понятий и охарактеризуйте три типа обществ в соответствии с названными категориями.

Отвечая на второй вопрос работы, вам следует проиллюстрировать теорию социального конфликта. Назовите представителей этого направления, дайте определение социального конфликта (например, Л. Козера), назовите основные функции социального конфликта. Раскройте концепцию социального конфликта по Р. Дарендорфу, по Л. Козеру. Сравните, как и с какими социальными противоречиями исследовал конфликт К. Маркс.

Освещая третий вопрос плана, раскройте причинно-следственные связи «дисфункции» социальной системы от принятой нормативной модели в соответствии с концепцией Р. Мертона, а также его учение о явных и латентных функциях, возникающих в результате конфликтных противоречий.

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Американская социологическая мысль: Тексты./ Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Валлерстайн И. Конец земного мира. Социология ХХI века. Пер. с англ.- М.: Логос, 2004.

5. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

6. Ионин Л.Г. Социологические теории Запада. // История буржуазной социологии ХIХ-нач. ХХ века / Род ред. И.С. Кона. – М.: Наука, 1979.

7. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

8. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

9. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

10. Мертон Р.Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006.

11. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

12. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

Вариант 9. Основные направления субъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

 

1. Символический интеракционизм Дж. Мида и феноменологическая социология А. Шюца.

2. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

3. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать одно из них?

 

Теоретическое положение Автор
Дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, то есть путём принятия ролей Роберт Мертон  
Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ получения; (3) масштаб; (3) степень формализации; (5) мотивация Джордж Герберт Мид
Существует несколько способов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение различных сфер жизнедеятельности; в) юмор…. Толкотт Парсонс

 

Раскрывая первый вопрос, укажите основателя символического интеракционизма, который создал на основе идей Ч. Дарвина теорию человеческой эволюции, объясните суть этой теории:

а) раскройте тезис «социальные отношения первичны по отношению к сознанию»;

б) главная идея Дж. Мида заключается в анализе и обосновании действий людей действий людей. Какую роль выполняют символы, при каких условиях человек становится членом общества.

Проиллюстрируйте ступени социального действия, выделенные американским социологом.

Ответьте на вопрос, в чем, по Дж. Миду, заключается процесс социализации и взросления человека? Как Мид оценивает личность, что влияет на её формирование?

Каково основное значение ролевого поведения для индивида?

Рассматривая феноменологическое направление, следует назвать его представителей, раскрыть основную задачу социологии, сформулированную авторами этого направления.

Что означает «жизненный мир» человека? Объясните понятие «интерсубъективность». По мнению Щюца, при создании теоретической модели мира социолог должен придерживаться определенных правил, назовите и раскройте их.

При изложении второго вопроса, следует охарактеризовать содержание теории обмена, назвать две ее разновидности, наиболее влиятельных представителей этого направления. Какие задачи ставит Дж. Хоманс для эмпирической социологии, раскройте их содержание.

Как понимает Дж. Хоманс социальное поведение, раскройте содержание принципа «экономической рациональности».

Сформулируйте основные правила, характеризующие социальное поведение (их пять).

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Валлерстайн И. Конец земного мира. Социология ХХ1 века. Пер. с англ.- М.: Логос, 2004.

5. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

6. Ионин Л.Г. Социологические теории Запада. // История буржуазной социологии ХIХ-нач. ХХ века / Род ред. И.С. Кона. – М.: Наука, 1979.

7. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007

8. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

9. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

10. Мертон Р.Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006.

11. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

12. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2007.

13. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

Вариант 10. Технологический детерминизм в западной социологии

1. Технологический детерминизм как отражение социальных изменений в развитых капиталистических странах.

2. Образ индустриальной эпохи как исходная парадигма для осмысления всемирной истории.

3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и наукоемких технологий.

Назовите время возникновения этого направления, теории, его представляющие, и их авторов.

Изложение первого вопроса необходимо начать с выяснения тех социальных изменений, которые были вызваны достижениями научно-технической революции в 50-70-х годах ХХ в. Как эти изменения повлияли на социально-политические и социально-экономические теории. Какие идеи были наиболее адекватно, отражающие социальную картину западного общества.

Второй вопрос работы следует связать с идеей рационального управления общественными процессами, присутствующими во взглядах многих представителей этого направления социально-экономической мысли.

Следует показать теоретический аспект с точки зрения 3-ей «позитивной стадии» всемирной истории (О. Конт). Теорию конвергенции Дж. Гэлбрейта надо раскрыть наиболее глубоко, в связи с тем, что она была популярна в нашей стране в самом начале перестроечного процесса. Это тем более важно, что американский социолог и экономист подчеркивал необходимость осторожности в проведении экономических реформ, более того, находил много привлекательных черт в социализме.

В чем заключается опасность идеализации постиндустриализма, или экономического подхода в социологии, в чем его достоинства и недостатки?

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Валлерстайн И. Конец земного мира. Социология ХХI века. Пер. с англ.- М.: Логос, 2004.

5. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

6. Ионин Л.Г. Социологические теории Запада. // История буржуазной социологии ХIХ-нач. ХХ века / Род ред. И.С. Кона. – М.: Наука, 1979.

7. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

8. КравченкоА.И. История социально-экономической мысли в России – М.: Академический Проект, 2010.

9. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

10. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

11. Меньшиков В.И., Дж. Гэлбрейт. Капитализм, социализм: сосуществование. – М.: изд. МГУ, 1987.

12. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

13. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

 

 

Вариант 11. Становление и развитие русской социологии

1. Социально-исторические условия формирования русской социальной мысли.

2. Множественность социологических школ и направлений в России середины Х1Х- начала ХХ вв.

3. Основные достижения социологической мысли в России до начала ХХ в.

Изложение первого вопроса целесообразно начать с ответа на вопрос, почему социологическая мысль в России длительный период развивалась в рамках других общественных наук, каких? Раскрыть специфику объективных социально-экономических процессов в развитии российского общества. Под влиянием, каких событий в западном обществе, начинает активно развиваться русская социологическая мысль? Показать, что социальные идеи освобождаются от умозрительности и начинают приобретать практическое значение, нашедшие отражение в социологии.

При работе над вторым вопросом необходимо обратиться к именам российских ученых, которые внесли значительный вклад в развитие социологических идей и создали множество школ и направлений в отечественной социологии. Российская социология – сложный организм, как всякое научное направление.

Изложение третьего вопроса начать с того, что русская социологическая школа оказала влияние на развитие не только отечественной социальной теории, но и западной. Отличительной чертой является сочетание теоретических исследований с эмпирическими. Здесь уместно назвать имена социологов. Еще одним из итогов русской социологи явился тот факт, что впервые в истории нашего образования началось обучение социологии университетского (академического) характера. С какими именами и идеями связано это достижение? И заключая вопрос, необходимо сказать о задачах и перспективах российской социологии, имеющей богатейший духовный опыт социологической рефлексии.

 

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Арон Ф. Этапы развития социологической мысли/под ред. д.ф.н.П.С. Гуревича, М., Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009

6. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И. Кукушкиной, уч. пособие. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

8. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., 1993.

9. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

Вариант 12. Социологическая мысль в России второй половины