Занятие 1. Введение в экономику

ТЕМАТИКА И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Общее понятие о науке и месте в ней экономики.

2. Методология и методы экономического исследования. Функции экономической теории.

3. Основные этапы развития экономической мысли.

4.Потребности. Подходы к классификации потребностей.

5. Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация.

6. Производство. Фазы процесса производства. Производственные возможности. Экономический выбор.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что такое «наука»? Охарактеризуйте место экономики в системе общественных наук.

2. Какие проблемы, стоящие перед экономикой, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне?

3. Что понимается под методом исследования? Назовите и раскройте общенаучные и частнонаучные методы экономики.

4. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли, обойтись без них в теоретическом исследовании?

5. Приведите примеры применения метода экономического эксперимента в нашей стране.

6. Раскройте функции экономической теории.

7. В чем состоит сходство и различие между законами природы и экономическими законами?

8. Насколько справедлив важнейший принцип политической теории денег: «цены товаров определяются количеством денежных средств»?

9. В чем Вы видите вклад российской экономической мысли в мировую сокровищницу экономической науки?

10. Как Вы думаете, почему первые работы по управлению появились в эпоху Средневековья в монастырях?

11. Что такое «потребности»? Какие Вы знаете подходы к определению потребностей? Назовите критерии классификации потребностей?

12. Как называются средства, удовлетворяющие потребности?

13. Какие Вы знаете экономические блага?

14. Что называется «экономическими ресурсами»?

15. Как Вы считаете, все ли люди в одинаковой степени обладают предпринимательскими способностями?

16. Почему информация выделяется в отдельный экономический ресурс?

17. Что такое производство? Дайте характеристику процесса производства.

18. Дайте понятие «воспроизводство». Раскройте фазы процесса воспроизводства.

19. Что отражает кривая производственных возможностей?

20. Какие издержки называют «альтернативными»?

21. Проанализируйте утверждение: «Неверно, что потребности насытить невозможно. Я получаю все то количество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком».

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Какое из положений не имеет отношения к определению предмета экономической науки?

А) эффективное использование ресурсов;

Б) неограниченные производственные ресурсы;

В) максимальное удовлетворение потребностей;

Г) редкость блага.

2. Что из перечисленного ниже можно отнести к предметам труда:

А) инструменты, машины, механизмы, автоматы;

Б) полезные ископаемые, данные природой;

В) трубы, бочки, цистерны;

Г) здания, дороги, каналы.

3. Определите, кривая производственных возможностей является выпуклой от начала координат и нисходящей, так как:

А) если общество желает произвести еще одну единицу конкретного товара, то оно должно отказаться от производства некоторого количества другого товара;

Б) эффективность дополнительно привлекаемых ресурсов повышается по мере увеличения их притока в данную отрасль промышленности;

В) ресурсы обладают полной взаимозаменяемостью;

Г) она показывает, что чем больше производится одного товара, тем ниже становится его стоимость, выраженная в других товарах.

4. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

А) размер стипендии;

Б) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу;

В) затраты родителей на содержание студентов;

Г) все перечисленное верно.

5. Понятие метода в науке включает в себя:

А) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;

Б) структуру предмета;

В) набор фактических данных;

Г) мировоззренческие установки ученого.

6. Граница потенциально возможного объема производства в экономической системе зависит от:

А) количества денег в обращении;

Б) качества государственного регулирования бизнеса;

В) количества и качества трудовых, природных и капитальных ресурсов;

Г) потребностей потребителей товаров и услуг.

7. Альтернативная стоимость еще одного произведенного холодильника определяется как:

А) цена холодильника;

Б) количество других товаров, от которых необходимо отказаться, для того, чтобы произвести еще один холодильник;

В) прибыль, которую получает производитель холодильника;

Г) издержки на производство холодильника.

8. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

А) роль государства в экономике;

Б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

В) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

Г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

9. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:

А) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

Б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

В) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

Г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

10. Качество экономической модели определяется главным образом тем, насколько:

А) точен прогноз, составленный на ее основе;

Б) много реалистических предпосылок в ней содержится;

В) легко ее проверить;

Г) много уравнений она содержит.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ:

1. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

2. Русские ученые- экономисты лауреаты Нобелевской премии по экономике.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная литература:

1. Экономика / учебник под ред. А.С. Булатова. М.: Экономист, 2010.- 896 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономика М.: 2012. — 256 с. Режим доступа [http://www.alleng.ru/d/econ/econ394.htm].

 

Дополнительная литература:

1. Кураков Л.П., Яковлев Е.Г.Экономика / Л.П. Кураков, Е.Г. – Гелиос АРВ. – 2011. – 540 с.

2. Общая экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. И.Т. Корогодина. – 3- е изд., перераб. и доп. – Воронеж: Изд- во Воронеж. гос. ун-та, 2010, 456 с.

3. Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика /П. Самуэльсон, В. Нордхауз. – М.: Вильямс, 2012. – 1360 с.

4. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991. Предисловие, глава 1.