И.Кант. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ НРАВСТВЕННОСТИ
(в других переводах «Основоположение к метафизике нравов)
Раздел II. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравов
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· Можно ли вывести понятие долга из опыта?
· Почему, по мнению Канта, нравственность нельзя вывести из примеров? Можно ли с ним безусловно согласиться?
· Прокомментируйте следующее высказывание Канта: “Но откуда же у нас понятие о Боге, как о высшем благе? Исключительно из идеи нравственного совершенства, которую разум создает a priori и которую он неразрывно связывает с понятием свободной воли.” Как это суждение связано с представлением Канта о соотношении морали и религии?
· Почему Кант не допускает подражания в нравственности?
· На основании чего Кант утверждает, что принципы нравственности необходимо искать априорно в чистых понятиях разума?
· Каким образом Кант связывает понятия воли и разума?
· Что такое императив?
· К какой воле обращены императивы?
· Что Кант понимает под объективностью нравственных принципов?
· В чем отличие хорошего(доброго) от приятного?
· Почему для божественной или святой воли нет никаких императивов?
· В чем разница между гипотетическим и категорическим императивом?
· На какие группы Кант подразделяет императивы?
· Каким образом Кант обосновывает положение о том, что императивы благоразумия не могут повелевать?
· Как соотносится утверждение Канта о том, что невозможно определить наверняка и в общем виде, какое действие могло бы способствовать счастью (блаженству) разумного существа, с евангельскими заповедями блаженства?
· Какие формулировки категорического императива дает Кант?
· Почему категорический императив не совместим с самоубийством?
· Каким образом Кант определяет волю?
· Как Кант определяет цели, средства, мотивы и побуждения?
· В чем смысл разграничения вещей и лиц?
· Как вы понимаете: человек подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству?
· Что такое царство целей?
· Что такое достоинство, согласно Канту?
· Как происходит, что, хотя мы в понятии долга мыслим себе подчиненность закону, мы в то же время представляем себе этим нечто возвышенное и достоинство у личности, выполняющей свой долг?
· Что такое автономия воли?
· Что такое гетерономия воли?
· Какие гетерономные признаки Кант называет непригодными для построения нравственности?
· Охарактеризуйте общее представление канта о морали. Каким критериям должен удовлетворять нравственный закон?
· Какие идеи кантовской этики восходят к христианскому учению?
· Сравните этику Канта с этическими представлениями Руссо, утилитаристов.
· К чему ближе по духу кантовская этика – к Ветхому Завету или к Новому?
А.Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
Т.I. Кн. 4.
56.
· Как представление Шопенгауэра о человеческой жизни как страдании связано с его онтологией?
· В чем видит Шопенгауэр сущность мировой воли?
· Что такое страдание и что такое удовлетворение?
· От чего зависит мера страданий?
57.
· В каком смысле Шопенгауэр говорит об относительности человеческого бытия?
· Почему человеческое существование есть вечное умирание?
· Между какими двумя полюсами протекает жизнь человека?
· Чем заполнена жизнь большинства людей?
· При каком условии жизнь человека более или менее счастлива?
· Что Шопенгауэр относит к наиболее значительным интеллектуальным наслаждениям и почему?
· Всем ли людям доступны эти радости? Почему преобладающему большинству людей интеллектуальные наслаждения недоступны?
· Можно ли сказать, что в интеллектуальном отношении люди, способные к духовным наслаждениям, счастливее ограниченных?
· В каких формах («обликах») может выступать страдание?
· Как считает Шопенгауэр, случайны ли страдания, выпадающие на долю человека?
· Что сближает Шопенгауэра со стоиками и в чем отличие его учения от стоического?
· От чего зависит мера переживаемого каждым индивидом страдания?
· Почему в основе чрезмерного восторга и горя всегда лежит заблуждение и иллюзия?
· В чем коренятся источники страдания – вне человека или в самом человеке?
58.
· В каком смысле удовлетворение и счастье негативно?
· Почему человек не ценит те блага, которые имеет?
· Почему вид чужих страданий доставляет нам удовольствие или удовлетворение?
· Имеет ли смысл человеческая жизнь?
· Какие человеческие потребности, по мнению Шопенгауэра, удовлетворяют религиозные верования и суеверия?
Т.II. Гл.46. О ничтожности и страданиях жизни
· Какие аргументы Шопенгауэр приводит в пользу того, что небытие лучше бытия?
· Имеет ли смысл существование мира в целом?
· Каково отношение Шопенгауэра к оптимизму? В чем он видит вред оптимизма?
Гл.48.К учению об отрицании воли к жизни
· Как относится Шопенгауэр к тезису античных философов о том, что добродетель достаточна, чтобы сделать жизнь счастливой?
· Каким образом моральные добродетели способствуют самоотрицанию и отрицанию воли к жизни?
· В чем Шопенгауэр усматривает подлинное назначение человеческой жизни?
К учению о страданиях мира
· Почему, как полагает Шопенгауэр, жизнь человека многострадальнее, чем жизнь животного?
· Какие идеи Шопенгауэра Вам близки, а с чем Вы не согласны?