И.Кант. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ НРАВСТВЕННОСТИ

(в других переводах «Основоположение к метафизике нравов)

Раздел II. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравов

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

· Можно ли вывести понятие долга из опыта?

· Почему, по мнению Канта, нравственность нельзя вывести из примеров? Можно ли с ним безусловно согласиться?

· Прокомментируйте следующее высказывание Канта: “Но откуда же у нас понятие о Боге, как о высшем благе? Исключительно из идеи нравственного совершенства, которую разум создает a priori и которую он неразрывно связывает с понятием свободной воли.” Как это суждение связано с представлением Канта о соотношении морали и религии?

· Почему Кант не допускает подражания в нравственности?

· На основании чего Кант утверждает, что принципы нравственности необходимо искать априорно в чистых понятиях разума?

· Каким образом Кант связывает понятия воли и разума?

· Что такое императив?

· К какой воле обращены императивы?

· Что Кант понимает под объективностью нравственных принципов?

· В чем отличие хорошего(доброго) от приятного?

· Почему для божественной или святой воли нет никаких императивов?

· В чем разница между гипотетическим и категорическим императивом?

· На какие группы Кант подразделяет императивы?

· Каким образом Кант обосновывает положение о том, что императивы благоразумия не могут повелевать?

· Как соотносится утверждение Канта о том, что невозможно определить наверняка и в общем виде, какое действие могло бы способствовать счастью (блаженству) разумного существа, с евангельскими заповедями блаженства?

· Какие формулировки категорического императива дает Кант?

· Почему категорический императив не совместим с самоубийством?

· Каким образом Кант определяет волю?

· Как Кант определяет цели, средства, мотивы и побуждения?

· В чем смысл разграничения вещей и лиц?

· Как вы понимаете: человек подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству?

· Что такое царство целей?

· Что такое достоинство, согласно Канту?

· Как происходит, что, хотя мы в понятии долга мыслим себе подчиненность закону, мы в то же время представляем себе этим нечто возвышенное и достоинство у личности, выполняющей свой долг?

· Что такое автономия воли?

· Что такое гетерономия воли?

· Какие гетерономные признаки Кант называет непригодными для построения нравственности?

· Охарактеризуйте общее представление канта о морали. Каким критериям должен удовлетворять нравственный закон?

· Какие идеи кантовской этики восходят к христианскому учению?

· Сравните этику Канта с этическими представлениями Руссо, утилитаристов.

· К чему ближе по духу кантовская этика – к Ветхому Завету или к Новому?

 

А.Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

Т.I. Кн. 4.

56.

· Как представление Шопенгауэра о человеческой жизни как страдании связано с его онтологией?

· В чем видит Шопенгауэр сущность мировой воли?

· Что такое страдание и что такое удовлетворение?

· От чего зависит мера страданий?

57.

· В каком смысле Шопенгауэр говорит об относительности человеческого бытия?

· Почему человеческое существование есть вечное умирание?

· Между какими двумя полюсами протекает жизнь человека?

· Чем заполнена жизнь большинства людей?

· При каком условии жизнь человека более или менее счастлива?

· Что Шопенгауэр относит к наиболее значительным интеллектуальным наслаждениям и почему?

· Всем ли людям доступны эти радости? Почему преобладающему большинству людей интеллектуальные наслаждения недоступны?

· Можно ли сказать, что в интеллектуальном отношении люди, способные к духовным наслаждениям, счастливее ограниченных?

· В каких формах («обликах») может выступать страдание?

· Как считает Шопенгауэр, случайны ли страдания, выпадающие на долю человека?

· Что сближает Шопенгауэра со стоиками и в чем отличие его учения от стоического?

· От чего зависит мера переживаемого каждым индивидом страдания?

· Почему в основе чрезмерного восторга и горя всегда лежит заблуждение и иллюзия?

· В чем коренятся источники страдания – вне человека или в самом человеке?

58.

· В каком смысле удовлетворение и счастье негативно?

· Почему человек не ценит те блага, которые имеет?

· Почему вид чужих страданий доставляет нам удовольствие или удовлетворение?

· Имеет ли смысл человеческая жизнь?

· Какие человеческие потребности, по мнению Шопенгауэра, удовлетворяют религиозные верования и суеверия?

Т.II. Гл.46. О ничтожности и страданиях жизни

· Какие аргументы Шопенгауэр приводит в пользу того, что небытие лучше бытия?

· Имеет ли смысл существование мира в целом?

· Каково отношение Шопенгауэра к оптимизму? В чем он видит вред оптимизма?

Гл.48.К учению об отрицании воли к жизни

· Как относится Шопенгауэр к тезису античных философов о том, что добродетель достаточна, чтобы сделать жизнь счастливой?

· Каким образом моральные добродетели способствуют самоотрицанию и отрицанию воли к жизни?

· В чем Шопенгауэр усматривает подлинное назначение человеческой жизни?

К учению о страданиях мира

· Почему, как полагает Шопенгауэр, жизнь человека многострадальнее, чем жизнь животного?

· Какие идеи Шопенгауэра Вам близки, а с чем Вы не согласны?