ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Аристотель. НИКОМАХОВА ЭТИКА

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

Книга I.

· Как Аристотель определяет благо?

· Что такое высшее благо?

· К ведению какой науки относится высшее благо?

· Что важнее: благо индивида или благо государства?

· Какие три основные образа жизни выделяет Аристотель?

· Что Аристотель понимает под самодостаточностью?

· В чем Аристотель усматривает назначение человека?

· Каким образом Аристотель связывает удовольствие, счастье и добродетель?

· Нужны ли для счастья внешние блага?

· Как вы оцениваете высказывание Аристотеля о необходимости для счастья внешних благ?

· Случайно ли счастье или его можно достичь своими усилиями? Как считает Аристотель и как думаете Вы?

· Какие классы добродетелей разграничивает Аристотель?

Книга II.

· Врождены ли добродетели человеку?

· Каким образом человек приобретает добродетели?

· Что понимает Аристотель под высшим благом: обладание добродетелью или применение ее, склад души или деятельность?

· В чем Аристотель усматривает задачи своего исследования?

· От чего зависят нравственные устои?

· Какая связь между нравственными устоями и удовольствием и страданием?

· Почему Аристотель считает неудовлетворительным определение добродетелей как бесстрастия и безмятежности?

· Какое определение добродетели дает Аристотель?

· В чем в большей степени проявляется добродетель: в знании добра или в совершении его?

· Какие поступки, согласно Аристотелю, можно признать нравственными?

· Какие три компонента душевной жизни выделяет Аристотель?

· Что такое страсти?

· Что такое способности?

· Что такое устои?

· К какому из этих трех компонентов принадлежат добродетели?

· Как связаны понятия добродетели и середины?

· Приведите примеры добродетелей, которые являются серединой между двумя пороками?

· Какие идеи и понятия этики Аристотеля свидетельствуют о принадлежности его концепции к эпохе Античности?