ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
Аристотель. НИКОМАХОВА ЭТИКА
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
Книга I.
· Как Аристотель определяет благо?
· Что такое высшее благо?
· К ведению какой науки относится высшее благо?
· Что важнее: благо индивида или благо государства?
· Какие три основные образа жизни выделяет Аристотель?
· Что Аристотель понимает под самодостаточностью?
· В чем Аристотель усматривает назначение человека?
· Каким образом Аристотель связывает удовольствие, счастье и добродетель?
· Нужны ли для счастья внешние блага?
· Как вы оцениваете высказывание Аристотеля о необходимости для счастья внешних благ?
· Случайно ли счастье или его можно достичь своими усилиями? Как считает Аристотель и как думаете Вы?
· Какие классы добродетелей разграничивает Аристотель?
Книга II.
· Врождены ли добродетели человеку?
· Каким образом человек приобретает добродетели?
· Что понимает Аристотель под высшим благом: обладание добродетелью или применение ее, склад души или деятельность?
· В чем Аристотель усматривает задачи своего исследования?
· От чего зависят нравственные устои?
· Какая связь между нравственными устоями и удовольствием и страданием?
· Почему Аристотель считает неудовлетворительным определение добродетелей как бесстрастия и безмятежности?
· Какое определение добродетели дает Аристотель?
· В чем в большей степени проявляется добродетель: в знании добра или в совершении его?
· Какие поступки, согласно Аристотелю, можно признать нравственными?
· Какие три компонента душевной жизни выделяет Аристотель?
· Что такое страсти?
· Что такое способности?
· Что такое устои?
· К какому из этих трех компонентов принадлежат добродетели?
· Как связаны понятия добродетели и середины?
· Приведите примеры добродетелей, которые являются серединой между двумя пороками?
· Какие идеи и понятия этики Аристотеля свидетельствуют о принадлежности его концепции к эпохе Античности?