ГЛОССАРИЙ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

 

АБСОЛЮТИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ. Под абсолютизмом (от лат. absolutus – безусловный) понимают утверждение существования извечных, неизменных, универсальных начал нравственности – моральных абсолютов, которые имеют объективное значение для всех людей, во все времена, вне зависимости от того, насколько люди осознают их значение. Под релятивизмом (relativus – относительный) понимают утверждение принципиальной условности, изменчивости и относительности (релятивности) любых нравственных норм, их зависимости от обстоятельств места и времени, в силу которой они сохраняют свое значение лишь для определенного круга лиц.

АБСУРД (от лат. absurdus – нелепый) – в философии А. Камю характеристика бытия, проявляющаяся в его иррациональности, стихийности, неподвластности рассудку, вследствие чего человек обречен на переживания чувств тревоги, потерянности, отчаяния.

АВТАРКИЯ (греч. autarkeia) – понятие, использовавшееся в античной этике и означающее самодостаточность, внутреннюю свободу, не зависящую от случая и внешних условий.

АВТОНОМНЫЕ И ГЕТЕРОНОМНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ (греч. autos – сам, heteros – иной, nomos - закон). Автономная этика считает, что мораль должна строиться на своем собственном основании, не зависеть от внешних мотивов, быть самозаконной, принципы нравственности имеют самодовлеющий смысл (пример – этика И. Канта). Гетерономные этические учения объясняют нравственность из внешних по отношению к ней начал, считают ее производной от внеморальных мотивов – стремления человека к удовольствию, счастью, пользе (примеры – учения Эпикура, Аристотеля, Дж. Бентама).

АВТОНОМИЯ МОРАЛИ (греч. autos – сам, nomos - закон) – понятие, которое использует И. Кант, стремясь обосновать независимость морали от религии, а также от стремления человека к счастью, удовольствию и пользе.

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter - другой) - моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя блага (удовлетворения интересов) других людей. Используется в качестве понятия, противоположного понятию «эгоизм».

АНГАЖИРОВАННОСТЬ (от фр. engager – нанимать, вербовать, втягивать). Понятие может использоваться как в позитивном (1), так и в негативном смысле (2). 1. В философии Ж.-П. Сартра – объективная вовлеченность всех людей во взаимную связь, которая предполагает нравственную ответственность каждого человека за совершенные (или несовершенные) им действия. 2. Пристрастное (и, как правило, небескорыстное) отстаивание какой-либо общественной или политической позиции журналистом, писателем, ученым.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. antropos – человек и лат. centrum - центр) – мировоззрение, которое в центр бытия поставляет человека.

АПАТИЯ (греч. apatheia - бесстрастие) - термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему, безмятежность. Понятие апатии восходит к Платону, оформляется в кинической школе, упоминается Аристотелем. Особое значение оно приобретает в этике стоицизма, где трактуется как свойство добродетельного состояния (мудрости). Стоики трактуют апатию не как полное «бесчувствие», но как позитивную способность преодолевать аффекты, прежде всего, четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение. Термин «апатия» усваивается христианской этикой и используется для характеристики святости. В Новое время этическое понятие апатии используется Б. Спинозой и И. Кантом.

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость) – категория древнегреческой этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) – абсолютизация волевого начала. Принцип волюнтаризма особенно характерен для этического иррационализма (напр., воззрений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, А. Камю). Волюнтаризмом также называется личная позиция, поступки, взгляды человека, отличающиеся откровенным произволом, когда считают, что человек совершает свой моральный выбор независимо от каких-либо религиозных или общественных норм и установлений, произвольно определяет свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением (напр., концепция Ж.-П. Сартра).

ГЕДОНИЗМ (от греч. hēdonē – наслаждение) - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым высшим человеческим благом является удовольствие. Гедонизм полагает, что стремление человека к удовольствию лежит в основе морали, т.е. человек делает добро, потому что это доставляет ему удовольствие. Согласно гедонизму, добро есть наслаждение, а зло - страдание.

ГЕНДЕР (англ. gender – род, чаще всего грамматический) – понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: «пол», - английский язык имеет два понятия: «sex» («пол») и «gender» («социо-пол»). Sex обозначает биологический пол человека, а gender обозначает особенности поведения мужчины и женщины, их роли в обществе. Гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus – человеческий, человечный) - многозначный термин. 1. В узком смысле гуманистами слова называют представителей широкого культурного движения эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), которые уделяли преимущественное внимание занятиям гуманитарными науками (в круг их интересов входили этика, политика, грамматика, риторика, поэзия, история) – «studia humanitatis». Крупнейшие фигуры: Лоренцо Валла, Пико дела Мирандола, Франческо Петрарка, Никколо Макиавелли. При этом для гуманистов был характерен и особый тип мировоззрения: человек здесь провозглашался центром мироздания. 2. В широком смысле слова под гуманизмом понимают принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение интересов и потребностей человека должно быть конечной целью общества.

ДЕКАДАНС (от лат. decadentia – упадок) – кризисное, упадочное состояние. Понятие, использовавшееся Ф. Ницше для характеристики европейской культуры.

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum – священный, относящийся к религиозному культу и de – приставка, означающая отделение, отмену, удаление) – утрата культурой религиозного основания, потеря религиозной веры.

ДЕТЕРМИНИЗМИ ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determine – определяю, in – приставка, означающая отрицание). Детерминизм – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Этический детерминизм ограничивает или отрицает свободу воли человека. Индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинной связи. Этический индетерминизм трактует человеческую волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению нравственного выбора и поведения.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - понятие нравственного сознания, характеризующее положительные устойчивые моральные качества личности. Добродетель характеризует готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных (основных) добродетелей: мудрости (рассудительности), справедливости, мужества, умеренности. Христианская этика дополнила этот ряд теологическими (богословскими) добродетелями веры, надежды и любви.

ДУАЛИЗМ И МОНИЗМ В ЭТИКЕ (от лат. dualis – двойственный и греч. monos - один) Под этическим дуализмом понимают представления, согласно которым добро и зло являются самостоятельными субстанциями или силами, оба имеют свой исток (корень, основу) в бытии (пример – зороастризм). Согласно этическому монизму, субстанциально только добро, а зло не имеет собственного порождающего принципа, является лишь недостатком, ущербностью (пример – христианство).

DAS MAN – понятие, которое ввел философ-экзистенциалист М. Хайдеггер (1889-1976) для обозначения ситуации утраты человеком своей уникальной сущности и растворения его в навязанных обществом стереотипах. Это несвободное, обезличенное, «неистинное» существование человека.

ЗАБРОШЕННОСТЬ – понятие, которое используют философы-экзистенциалисты для выражения историчности и временности человеческого существования: человек не выбирает места и времени своего рождения и при этом обнаруживает себя «заброшенным» в определенную жизненную ситуацию (живущим в определенную эпоху, принадлежащим к определенному народу, сословию и т.д.), с которой он вынужден считаться. Вследствие этого человек склонен воспринимать свое существование как не имеющее ни причины, ни цели.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА – понятие, введенное Аристотелем для определения добродетели, которая есть обладание серединой, т.е. мерой: «пороки преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает».

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО - принцип: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». (В другой формулировке: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».) Данный принцип упоминается в «Махабхарате», в изречениях Будды и Конфуция, у Гомера и Геродота. В Библии золотое правило упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов. 4:15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк. 3:31; Мф. 7:12). Евангельская формулировка золотого правила считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). В Коране золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Раз возникнув, золотое правило прочно вошло в культуру и массовое сознание, закрепилось в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (нем.: «Was du nicht willst, daft man dir tu, das fug auch keinem anderen zu»; рус.: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»).

ИНЦЕСТУАЛЬНЫЙ СИМБИОЗ (от лат. incestus – нечистый, порочный и греч. symbiosys – сожительство) - понятие, используемое Э. Фроммом для обозначения патологической нравственно-психологической ориентации личности, выражающейся в избыточной связи человека с матерью или ее заместителями (племенем, семьей, политической партией и т.д.), которая препятствует свободному развитию личности, мешает выработке рациональных суждений о мире.

ИНДИВИДУАЛИЗМ (от лат. individuum – неделимое, индивидуум, особь) – понятие, обозначающее признание приоритета (первенства) интересов индивида над коллективными или общественными интересами. Индивидуализм рассматривает благо индивида, его свободу и личностное развитие в качестве высшей цели, по отношению к которой общественные институты и группы являются средством его достижения.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - неразумный) – в широком смысле философские учения, которые полагают, что в основе мира лежит неразумное начало, и поэтому ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – интуицию, непосредственное созерцание, воображение, чувства и т.п.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) - в этике И. Канта обозначение высшего нравственного закона, нравственной нормы, которая является безусловно-обязательной к исполнению вне зависимости от конкретных целей поведения человека. Понятие категорического императива впервые вводится Кантом в «Основоположении к метафизике нравов». Формулировки категорического императива: 1) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда только как к средству»; 2) «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Категорическому противоположен гипотетический императив, как условная форма воления: гипотетический императив дает правила для поведения в определенной ситуации, при определенных условиях, предписывает поступки, которые хороши только в качестве средства для чего-либо другого: «если ты желаешь А, необходимо делать а».

КВИЕТИЗМ (от лат. quies – покой) - пассивное, созерцательное отношение к жизни, отказ от желаний, безразличное принятие любой судьбы.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ (от лат. legalis- законный и moralis – относящийся к нраву, складу души) – понятия, используемые И. Кантом для характеристики различных типов поведения. Легальность – это внешнее, формальное соответствие поступков нравственному закону, когда человек делает нечто доброе из соображений выгоды, желания преуспеть в обществе и т.д. Моральность – это внутреннее согласие поступков с требованиями нравственности, образ мыслей, соответствующий нравственному закону, когда человек делает нечто доброе, руководствуясь соображениями долга.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙИЭГАЛИТАРНЫЙ (от лат. liberalis – свободный и от фр. égalité – равенство) – характеристики различных общественно-политических и социально-этических установок. Либерализм считает главной ценностью свободу в ее политическом и экономическом аспектах. Эгалитаризм считает главной ценностью равенство всех людей в их праве на достойную жизнь.

МАКСИМА (лат maxima – основное правило, принцип) – правило, норма поведения, этический принцип, выраженный в краткой формуле.

МОРАЛЬ (лат. moralis от morеs – «традиции», «нравы») – понятие, обозначающее такие обычаи, законы, поступки, характеры, которые выражают высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо. Мораль является формой индивидуального и общественного сознания, которая выполняет ценностно-ориентирующую, регулятивную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, интегративную функции.

НАРЦИССИЗМ (греч. Narciss) – понятие, которое использует Э. Фромм для обозначения патологической нравственно-психологической ориентации личности, выражающейся в поглощенности собой и своими потребностями и интересами, самовлюбленности, неспособности к критической самооценке, отсутствии подлинного интереса к внешнему миру.

НЕКРОФИЛИЯ (от греч. nekros – мертвый и philia – любовь, дружба) - понятие, которое использует Э. Фромм для обозначения патологической нравственно-психологической ориентации личности, выражающейся в механическом восприятии жизни, повышенном интересе к болезням и смерти, обращенности к прошлому, холодности, установке на силу, чрезмерном педантизме. Противоположностью некрофилии является любовь к жизни - биофилия (от греч. bios – жизнь и philia – любовь, дружба).

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) - отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых религиозных, нравственных, общественных авторитетов.

НРАВСТВЕННОСТЬ - термин, употребляющийся как правило синонимично термину «мораль», реже – «этика».

ОНТОЛОГИЯ (от греч. – ontos – сущее и logos – слово, учение, понятие) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтологический подход в этике предполагает поиск бытийственных оснований добра и зла (см. дуализм и монизм в этике).

ПОРОК - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой отрицательных устойчивых моральных качеств личности. Порок - противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному порицанию) качество человеческого характера, явленность морального зла в индивидуальном сознании и поведении. Порок является по отношению к нему вредным, разрушительным. Таковы, напр., чревоугодие, разврат, зависть и т.п.

РИГОРИЗМ (от лат. rigor – твердость, строгость) – суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.

СВЕРХЧЕЛОВЕК – человек, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы и представляющий собой качественно иное, высшее существо. Для христианства Сверхчеловек – это, прежде всего, Иисус Христос (неоднократно обозначаемый так в патристической письменности, в частности у Псевдо-Дионисия Ареопагита), а также, в перспективе, «облекшийся во Христа» христианин, которому обещано, что он через смирение придет к преображению своей человеческой сущности и богоподобию. Идея сверхчеловека переосмысляется в идеологии Возрождения, где намечаются три линии: сверхчеловек как «божественный» и всемогущий художник; сверхчеловек как маг – властитель тайн природы (тип Фауста); сверхчеловек как носитель абсолютной политической власти, манипулирующий людьми по законам свободного от морали разума (тип «Государя» Макиавелли). Ф. Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение. Приход сверхчеловека Ницше рассматривает как высшее метафизическое свершение и как следующий за человеком этап биологической эволюции и объявляет смыслом человеческого бытия. При этом ницшеанский сверхчеловек чужд как религиозным обязательствам перед Богом, так и социальным и нравственным обязательствам перед людьми.

СВОБОДА ВОЛИ– философская и этическая категория. В общем смысле свобода воли означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. В этическом аспекте свобода воли означает способность человека самостоятельно выбирать между добром и злом. Вопрос о существовании свободы воли в истории этической мысли решался как с позиции детерминизма, так и с позиции индетерминизма.

СИНДРОМ РАСПАДА - понятие, которое использует Э. Фромм для обозначения патологического нравственно-психологического состояния личности, которое характеризуется одновременным наличием у нее некрофильной, нарциссической и инцестуально-симбиотической ориентаций.

СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза) – 1. В узком смысле слова направление в моральной философии, основанное Дж. Бентамом и развитое в его классическом виде Дж.С.Миллем. Согласно утилитаризму, в основе морали лежит общее благо (как счастье большинства людей), которое Бентам называл общей пользой. Под принципом пользы он понимал такой принцип выбора действий и оценки поступков, который ориентирует на максимально большее благо. Этический утилитаризм продолжал традицию гедонизма и эвдемонизма. 2. В широком смысле под утилитаризмом понимают принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

ФЕМИНИЗМ – 1. Общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. 2. Идеологические, политические, правовые, философские течения мысли, занимающиеся женской проблематикой. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики – мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет «этику заботы», с ее принципами причастности, ответственности за других и пред другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов.

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia - счастье) - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым высшим человеческим благом является счастье. Стремление человека к счастью лежит в основе морали. Ценность морали связывается, прежде всего, с приятными ощущениями, чувствами удовольствия, душевного комфорта, сопутствующими добродетельному образу мыслей и действий.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА - этическая теория, согласно которой мораль является моментом развития природной (биологической) эволюции, коренится в природе человека, а морально положительным является такое поведение, которое способствует «наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни» (Г.Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Герберт Спенсер (1820-1903), однако ее основные принципы были предложены Ч.Дарвином. Основные идеи Дарвина заключаются в следующем: а) общество существует благодаря социальным инстинктам, которые человек (как и любые социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним; б) социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения; г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

ЭГОИЗМ (от лат. ego- я) - предпочтение при выборе линии поведения собственных интересов перед интересами общества и окружающих людей.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. existentia - существование) – термин, давший название одному из влиятельнейших направлений в философии ХХ в. – экзистенциализму и широко использующийся его представителями. Термин «экзистенция» принадлежит датскому философу Сёрену Кьеркегору (1813-1855). Экзистенция, по Кьеркегору, это сугубо индивидуальное, неповторимое личностное бытие. Человек должен хранить свою экзистенцию, сделав радикальный выбор в пользу этического существования, где главным является различение добра и зла и сознательное следование добру. Тем самым человек реализует непреходящее, абсолютное значение своей личности и индивидуального выбора, независимых от социально-культурных и исторических обстоятельств.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ - тягостное, мучительное душевное состояние человека, своего рода безотчетный метафизический ужас, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и не вызывается внешними причинами. Это страх человека перед самим собой, перед своей возможностью и свободой (Ж.-П. Сартр: «Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься»). Безотчетный страх есть, в конечном счете, страх смерти. В философии экзистенциализма страх рассматривается как ситуация, в которой человек задумывается о смысле своего бытия. Как близкие по смыслу используются понятия «тоска», «скука», «тошнота».

ЭТИКЕТ - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.