ВВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

ВВЕДЕНИЕ

Курс «История этических учений» является важным элементом в структуре гуманитарного образования вообще и богословского и религиоведческого в частности. Необходимость серьезной этической подготовки теологов и религиоведов диктуется не только современной социокультурной ситуацией в России, но и всей традицией мировой гуманитарной мысли, которая всегда была самым непосредственным образом связана с этической проблематикой.

Учебными планами специальностей «теология» и «религиоведение» предусмотрено знакомство с различными этическими концепциями.

Вводный курс «История этических учений» преследует следующие цели:

· познакомить студентов с основными этапами в истории европейской этической мысли;

· дать им возможность освоить категориальный аппарат и основную проблематику этики;

· научить студентов работать с философскими текстами, посвященными вопросам нравственности;

· сформировать у студентов навыки этического анализа социально-культурной и духовной реальности;

· показать возможности и пределы нерелигиозных подходов к анализу фундаментальных этических вопросов.

Все это необходимо для того, чтобы создать историческую и теоретическую базу для осмысленного восприятия и адекватной оценки религиозно-этических традиций, которые будут рассмотрены в рамках курсов «Религиозная этика» (религиоведы, второй год обучения) и «Нравственное богословие» и «Этика и аксиология в религии» (теологи, второй год обучения).

Этика(греч. ethika: от ethos — нрав, обычай, харак­тер, образ мысли) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. По мнению многих мыслителей, эта дисциплина является важнейшей частью философии, поскольку стремится к теоретическому рассмотрению тех нравственных проблем, которые возникают перед человеком в жизни, и поэтому из всех разделов философии этика теснее всего связана с практикой.

В этике различают нормативный и теоретический компоненты. Нормативная этика занимается вопросами о том, как должен поступать человек, теоретическая исследует происхождение и сущность морали, ее внутреннюю структуру, ее место в культуре, ее соотношение с правом, политикой, экономикой, наукой, искусством и т. д. Взаимосвязь указанных компонентов станет очевидной, если перечислить фундаментальные этические проблемы: добро и зло, критерии их разграничения; жизнь и смерть, смертность человека и его нравственный облик; долг и счастье, возможность их совмещения; любовь и дружба, их место в жизни человека; критерии оценки поступков человека; выбор средств для достижения поставленных целей и т. д.

Важно иметь в виду, что этика не только описывает реальные отношения между людьми, но и стремится создать определенный идеал этих отношений, не только анализирует сущее, но и намечает очертания должного.

Основная задача этики – дать разумное, рациональное обоснование того, почему добро предпочтительнее зла, почему такое поведение, когда человек заботится в первую очередь о благе других людей, признается добрым, положительным с нравственной точки зрения, а поступки, которые совершаются человеком исключительно ради своего блага, считаются нравственно дурными, недолжными, ненормальными. Человеку от природы свойственны проявления и эгоизма, и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма.

Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе. Опыт часто свидетельствует о расхождении нравственного совершенства и житейского благополучия. Поэтому при изучении этической проблематики необходимо учитывать, что моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда. Каждая историческая эпоха, каждый мыслитель обогащает эти вопросы своими духовными поисками, своим опытом, раскрывает их новые аспекты. Поэтому и изучать историю этики можно лишь в многообразии теоретических позиций, а не как законченную, замкнутую систему знания или свод рекомендаций на все случаи жизни. Знакомясь с тем или иным этическим учением, следует обращать внимание на то, как в нем трактуется проблема сущности морали, какие ее функции признаются наиболее важными.

В этой связи необходимо обратить внимание на такую острую и дискуссионную этическую проблему, как соотношение относительного и абсолютного, изменчивого и непреходящего в нравственности, уяснить специфику релятивистской и абсолютистской методологии в этике. Очевидно, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у различных народов, социальных групп и отдельных людей, связаны с интересами, склонностями индивидов, с исторической эпохой. Релятивизм в истолковании природы нравственности опирается именно на эти факты. Под релятивизмом в этике понимают такое представление о сущности морали, которое акцентирует относительный, изменчивый и условный характер моральных представлений. Абсолютизм, противостоя релятивизму, делает акцент на неизменных началах нравственности. Современная этика, анализируя эту проблему, стремится принимать во внимание конкретный историко-культурный материал, который свидетельствует о том, что наряду с неизбежными изменениями в моральных представлениях сохраняются общие для всех эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития, сохраняется преемственность моральных требований. Изучая конкретные этические концепции, следует оценивать их специфику и с точки зрения того, к какой позиции тяготеют их авторы, каким образом эта позиция аргументируется.

Поскольку этика является философией морали, при изучении данного курса необходимо уделить внимание различным трактовкам сущности и социокультурных функций морали.

Изучение любого курса предполагает усвоение категориального аппарата. К числу важнейших категорий этики относят, прежде всего, добро и зло. Категория добра (блага) выражает положительное нравственное значение явлений жизни, их связь с нравственным идеалом. Понятие зла служит для обозначения негативных сторон действительности, деятельности людей и отношений между ними. Каждый мыслитель, каждая этическая система предлагает свое истолкование того, что есть добро и зло, и эту специфику необходимо принимать во внимание. Но нужно иметь в виду и то, что, несмотря на многообразие конкретных трактовок добра и зла, все они имеют общее основание: в идее добра отражается стремление к совершенству самого человека и его отношений с миром, а злом предстает то, что препятствует осуществлению этого стремления. Наряду с понятиями добра и зла, к категориям этики относят также понятия долга, добродетели, порока, справедливости, счастья, совести, вины, стыда и др.

 

При подготовке к семинарским занятиям целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Чтобы изучать эволюцию философских представлений о нравственности, необходимо получить общее, предварительное представление о том, что такое мораль, какова ее внутренняя структура и функции, а также уяснить, чем этика отличается от других разделов гуманитарного знания. Для работы над вводной, теоретической честью курса можно использовать учебники по этике А.А. Гусейнова и Р.Е. Апресяна, А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко, И.Л. 3еленковой и Е.В.Беляевой, Е.В. Золотухиной-Аболиной, А.В. Разина. В пособиях Р.Е. Апресяна, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко и А.В. Разина дается общее представление о своеобразии этического знания, о месте этики в культуре. В книгах И.Л. 3еленковой и Е.В.Беляевой, Е.В.Золотухиной-Аболиной больше внимания уделено структуре морали, характеристике ее основных компонентов, функциям морали в культуре и обществе.
  2. Необходимая глубина и полнота освоения курса могут быть достигнуты только в том случае, если при изучении истории этики соблюдать хронологический принцип. Поэтому необходимо работать систематически.
  3. При изучении произведений мыслителей, принадлежащих к эпохам античности, Возрождения, Нового времени, современности нужно стараться проявить те особенности данных текстов, которые определяются менталитетом соответствующих эпох, отражают специфику этической мысли того или иного периода.
  4. Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с изучения соответствующего раздела в учебных пособиях. Это поможет составить общее представление о данном мыслителе и его эпохе. Учебная и научная литература необходима для того, чтобы вписать ту или иную этическую концепцию в историко-культурный, социальный контекст, грамотно оперировать общефилософскими и этическими категориями. Наиболее полная картина истории философской этики представлена в учебнике «История этических учений» под редакцией А.А. Гусейнова. Здесь отражены важнейшие философско-культурные традиции и исторические эпохи. Этические учения распределены авторами по основным философски самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия). Данный учебник может служить в качестве основного пособия при изучении как светских философско-этических традиций, так и при изучении некоторых разделов курса «Религиозная этика». Это издание характеризуется высоким теоретическим уровнем, оно ориентировано на студентов, обучающихся по философским специальностям. При изучении истории европейской этической мысли можно использовать также учебники по этике А.А. Гусейнова и Р.Е. Апресяна и А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. При изучении отдельных тем могут оказаться полезными книги Ю.А. Шрейдера «Этика. Введение в предмет» и В.Г. Иванова «История этики Древнего мира».
  5. При изучении истории этических учений, как и при изучении любого курса, связанного с историей мысли, нельзя ограничиваться только работой с учебной литературой. Для получения адекватного представления об истории этики необходимо обратиться к первоисточникам – оригинальным философским произведениям, в которых рассматриваются проблемы нравственности и которые составляют классику мировой культуры.
  6. При работе с текстами можно опираться на специальное пособие «Методические указания к курсу «История этических учений» для работы с первоисточниками». Оно содержит вопросы к тем фрагментам философских произведений, которые предлагаются для анализа. Это поможет сосредоточить внимание на ключевых идеях и понятиях.

7. Готовность к экзамену подразумевает знание всех первоисточников. Опыт показывает, что наиболее эффективным методом их проработки является конспектирование.

  1. От студента требуется умение четко и емко формулировать те проблемы, которые рассматривают изучаемые авторы.
  2. Необходимо научиться вычленять категории (фундаментальные понятия), представленные в том или ином произведении. В том случае, когда при работе с литературой возникает необходимость уточнения каких-либо терминов, следует пользоваться справочными пособиями: Этика. Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова.- М., 2001. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. - М., 2000.
  3. В конце данного методического пособия приводится глоссарий к курсу «История этических учений», включающий краткие определения тех общефилософских и собственно этических понятий, которые должны быть освоены студентами 1 курса.
  4. Очень важным является умение сопоставлять взгляды различных философов, а также формулировать и аргументировать собственное отношение к рассматриваемым ими вопросам.
  5. Важно стремиться к самостоятельному анализу оригинальных философско-этических текстов. Однако Ваши личные рассуждения, при всей их несомненной ценности, не должны подменять изучение истории этики.
  6. Особое значение придается умению видеть связь этических теорий с современными проблемами духовной, культурной, социальной жизни.

 

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО КУРСУ

1. История этических учений. М., 2003. (Под общей редакцией А.А. Гусейнова)

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник для студентов вузов. М., 1998.

3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

4. 3еленкова И.Л. Основы этики. Минск,1998.

5. 3еленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. М.,1997.

6. Золотухина-Аболина Е.В.Этика. Ростов-н/Д.,1998.

7. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Спб.,1997.

8. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М.,1998.

9. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.,1994.

10. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М.,1998.

11. Гусейнов А.А., Дубко Е. Л. Этика. Учебник для студентов философских факультетов. М., 1999.