Философские концепции познания
Проблема познания – вторая сторона основного вопроса философии.
Субъект и объект познания в истории философской мысли.
Философия о 2-х уровнях познания: чувственном (эмпирическом) и рациональном.
Ощущения, восприятия и представления как формы чувственного познания.
Понятия, суждения, умозаключения и теории как формы рационального познания.
Научное познание как движение мысли от явления к сущности.
Истина как философская проблема: история и современность.
− Истина как самоценность познания.
− Проблема истины в античной философии.
− Священные писания как носители и критерии истины в условиях средневековья.
− Проблема истины в философии XVII-XVIIIвв.
− Проблема истины в Классической немецкой философии.
− Проблема истины и ее критерия в марксистской философии.
− Современные концепции истины.
Тема 8. Философский образ научного знания
Учебные вопросы:
1. Сущность знания и его разновидности.
2. Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.
Сущность знания и его разновидности
• Проблема выяснения сущности знания.
• Разновидности знания:
- понятийное знание – набор понятий, используемых при решении данной задачи;
- конструктивное знание о возможных структурах объектов и взаимодействии между их частями;
- процедурное знание - выбранные для исследования данной предметной области методы,
алгоритмы и программы;
- фактографическое знание – количественные и качественные характеристики объектов и явлений;
- метазнание – знание о порядке и методах применения знаний.
В зависимости от объекта познания выделяют естественнонаучные, технические, гуманитарные, художественные, религиозные и др. знания.
Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.
Знание как цель и результат познания.
Разновидности вненаучного знания:
- ненаучное знание (наш житейский, художественный и пр. опыт);
- донаучное (протонаучное) знание – базис будущей науки;
- паранаучное знание, отвергаемое наукой
по гносеологическим параметрам;
- лженаучное знание, отвергающее научное, но маскирующееся под него;
- антинаучное знание, сознательно извращающее научную картину мира.
Научное знание − теоретическое, эмпирически или рационально доказанное знание.
Критерии научного знания: системность, логическая стройность, доказательность, интерсубъективность, практическая применимость и др.
Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания
Учебные вопросы лекции:
1. Основные методы научного познания.
2. Логика научного исследования.