Тема 5. Философское учение о развитии

Учебные вопросы:

1. Философское учение о движении и развитии

2. Основные законы и категории диалектики

 

Философское учение о движении и развитии

• Философское учение о движении. Развитие как направленное движение. Прогрессивное и регрессивное развитие.

• Две философские концепции развития: метафизическая и диалектическая.

• Синергетическая концепция развития.

• Принципы диалектики:

- принцип всеобщей связи

- принцип развития

Диалектика объективная и субъективная

Основные законы и категории диалектики

Основные законы диалектики:

- Закон единства и борьбы противоположностей как характеристика источника самодвижения и саморазвития.

- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений как характеристика механизма развития.

- Закон отрицания отрицания как выяснение тенденции, основного направления развития.

Значение законов для познания и практики

Основные парные категории диалектики:

- единичное, особенное, общее

- сущность и явление

- содержание и форма

- причина и следствие

- необходимость и случайность

- возможность и действительность

Значение категорий для познания и практики

 

Тема 6. Диалектика бытия и сознания

Учебные вопросы:

1. Проблема сознания в истории философии

2. Сущность сознания, его структура и формы

 

Проблема сознания в истории философии

Вопрос об отношении сознания к бытию – центральный вопрос любой философии.

Вопрос о происхождении сознания – предмет исследования философии, гуманитарных и естественных наук.

Основные концепции происхождения сознания.

Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как отражение.

Сущность сознания, его структура и формы

Сознание как специфически человеческая функция мозга, связанная с отражением действительности в субъективных идеальных образах.

Особенности информационного отражения.

Психическое отражение и сознание.

Социальная природа и структура сознания.

Диалектика индивидуального и общественного сознания.

Основные функции сознания.

Тема 7.Познание как философская проблема

Учебные вопросы:

1. Философские концепции познания.

2. Истина как философская проблема: история и современность

 



503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.