Постсоветский период и современные тенденции развития философии права.

30. Неокантианские и неогегельянские концепции философии права.

31. Чистое учение о праве Г. Кельзена.

32. Концепции «возрожденного» естественного права.

33. Формы существования права (правовая норма, правовое отношение, правосознание).

34. Соотношение права и закона.

35. Многообразие и единство правовой действительности.

36. Соотношение общечеловеческих и правовых ценностей.

37. Научное и философское познание сущности права.

38. Право как свобода и ответственность.

39. Право как равенство и справедливость.

40. Правосознание: природа, сущность, типы.

41. Сущность и структура правовой деятельности.

42. Рефлексивная природа философско-правового познания.

43. Правовой идеал в истории философско-правовых учений.

 


Приложение

Терминологический словарь:

Аксиомы права – фундаментальные принципы человеческого сосуществования и, одновременно, установки правосознания, которые делают право возможным. Согласно позиции И.Ильина, таковыми являются: закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.

Атрибуты права –свойства правовых явлений, вытекающие из сущности права (например, нормативность, законность, властность, государственность и др.).

Бытие– философская категория, обозначающая всё многообразие материальных и духовных явлений, обладающее качеством существования.

Государство- это правовая (т.е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов.

Гуманизация права – ориентация развития права на гуманистические ценности и нравственные идеалы, связанные с благом каждого человека и человечества в целом.

Гуманизм - система взглядов, идей, выражающих признание человеческой личности, её прав и свобод высшей ценностью и основным принципом общественной жизни.

Деонтология (от греч. Deon- должное; logos – знание, учение, мысль) –учение о должном.

Детерминизм географический – подход, используемый в социально – гуманитарных науках, определяющий факторы географической среды основными в развитии общества в целом, и права, в частности.

Диалектический подход –философский подход (метод, учение), основывающийся на признании внутренней противоречивости вещей и явлений мира, объясняющий действительность – как внутренне взаимосвязанной и саморазвивающейся.

Дике(от греч. Dike - правда, справедливость) – принцип правды и справедливости в праве. Термин восходит к древнегреческой мифологии, в которой богиня Дике – дочь Зевса и Фемиды, олицетворяла справедливость и правду в противовес силе и насилию.

для данного общества в целом.

Доктрина– систематизированное учение, включающее теоретическое обоснование и обосновывающее определённую практическую направленность деятельности.

Естественное право ( от лат. Jus natural – право естественное ) - совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма - несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная - изменчивой и зависящей от человеческого установления. От этого названия происходит философско – правовое направление – юснатурализм, основывающееся на приоритете естественного права над позитивным.

Закон юридический – юридический акт, принятый в установленном государством порядке высшим органом государственноц власти, регулирующий наиболее значимые в обществе отношения.

Идеология – система общественных идей, теорий, взглядов, отображающих социальную действительность с точки зрения интересов определённых социальных групп (возрастных, политических, национальных, профессиональных и т.п.).

Индивидуальное правосознание– это система правовых понятий и представлений, при сущих каждому конкретному индивиду и формирующихся под влиянием внешних (демографических, профессиональных, общественно-политических) и внутренних (глубина правовых знаний, личное отношение к праву, наличие правового опыта) факторов.

Интегративный подход– основывается на понимании права как совокупности признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом . Интегративная юриспруденция родилась из естественно-правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права.

Интериоризация– процесс принятия (перевода) внешних социальных установок во внутренние убеждения.

Истина– философская категория, выражающая способность человеческого знания отражать сущность изучаемых вещей, процессов мира в соответствии с критериями, принятыми в той или иной философской системе.

Историческая школа права– направление философско – правовой мысли, рассматривающее право как продукт стихийного образования норм, принимаемых индивидами под влиянием различных жизненных обстоятельств и факторов.

Категории– наиболее общие научные понятия, выражающие основные, существенные стороны действительности и отношения человека в миру.

Коллективное правосознание– правовые чувства, знания, образцы поведения тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Коммуникативная теория права(предложена Поляковым А.В.) – основывается на понимании права как элемента культуры, как психосоциокультурной подсистемы общества. В этом смысле право выступает как явление интерсубъективное, результат непрерывной человеческой коммуникации, получающей правовое значение при интерпретации институционализированных правовых текстов как устанавливающих права и обязанности субъектов социального взаимодействия. Поэтому право невозможно понять, как в целом, так и в теоретических формах его выражения, вне социокультурного контекста, а, следовательно, вне истории.

Легистский тип правопонимания – (от лат. Lex. - закон) – основывается на понимании права как продукта деятельности государства, устанавливаемого государственной властью и охраняемого силой государственного принуждения, то есть по сути отождествляя право и закон. В узком смысле «легистской» в традиционной китайской философии называлась «школа закона», утверждавшая замену конфуцианского принципа ли (рируал, почтительность, поклонение) главенством фа (закон, принуждение).

Либертарно-юридический тип правопонимания (восходит к теории отечественного учёного, академика В.С. Нерсесянца) - подход к обоснованию права, включающий в себя понимание сущности права и её выражение в форме правового закона, а также правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.

Личность– это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения.

Менталитет –сформировавшийся исторически устойчивый комплекс бессознательных и подсознательных (инстинктивных, архетипических) компонентов психики человека, общественной психологии.

Мировоззрение– система знаний, ценностей, принципов, идеалов, выражающих общее понимание мира и отношение к нему человека.

Мораль –нормативная форма общественного сознания и вид общественных отношений, основанных на личных убеждениях человека и общественном мнении.

Норма– усредненное условие существования какого-либо явления; правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми в обществе.

Норма социальная– совокупность актов действия, характеризующихся высокой степенью однородности и повторяемости, в которых воплощается система господствующих социальных ценностей.

Нормы моральные– разновидность социокультурных норм, взгляды и принципы поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недозволительном, совести, чести, справедливости. Основным отличием нравственных норм от других социальных нормативов является их неформальный и официально несанкционированный характер.

Нормы религиозные– это правила, основывающиеся на религиозной вере и убеждениях, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни и закрепленные в освященных источниках. Религиозные нормы трактуются как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума), поэтому не требуют логического, рационального обоснования.

Общее благо- это смысл и искомый результат и цель правового типа организации социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.

Общественное правосознание– наиболее абстрактное выражение правосознания, складывающееся на основе общности культурнонациональных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных

Общество–1) в самом широком понимании есть совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, сложившихся исторически;

1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) в узком понимании – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), т.е. теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии; 3) в универсальном понимании – есть любое объединение людей для реализации общих целей, идей, интересов.

Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Позитивное право(от лат. Jus pozitivum – право положительное)-право, действующее в настоящее время в пределах границ государства. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя. Позитивное право противопоставляется естественному.

Право- нормативно – властная форма социального бытия, эмпирически выступающая как система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, служащая одним из важнейших регуляторов социального поведения.

Правовая аксиология - направление философии права, в рамках которого изучаются ценности, которые обеспечиваются правом и ценность самого права как социокультурного явления.

Правовая антропология - направление философии права, в рамках которого рассматриваются все явления правовой действительности как условия и формы человеческого существования.

Правовая герменевтика - теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах, договорах и т.д.).

Правовая гносеология – направление философии права, в рамках которого постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное.

Правовая действительность, то есть как система правовых свойств и связей познаваемой действительности.

Правовая идеология– это совокупность идей, теорий, концепций, категорий, в которых выражено отношение индивидов, социальных групп и общества в целом к закономерностям возникновения, функционирования и развития государства и права.

Правовая культура– это система правовых ценностей и норм, характерных для социальных групп или общества в целом и образующая специфический социальный институт.

Правовая онтология - это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона.

Правовая психология– эмпирическая ступень правосознания, возникающая под влиянием окружающей правовой действительности. Основывается на чувствах, эмоциях, переживаниях и отражает отношения отдельных индивидов и социальных групп к тем или иным нормам права.

Правовая социализация– это аспект общего процесса социализации, направленный на освоение индивидом правовых ценностей и норм и принятие их в качестве внутренних установок.

Правовое поведение– это вид социального поведения личности по отношению к существующим в обществе правовым нормам. Подразделяется на правомерное и неправомерное.

Правовой (юридический) позитивизм - подход к анализу правовых явлений, заключающийся в признании в качестве правовых только норм позитивного прав, действующим в данную эпоху и в данном обществе.

Правовой дуализм- это представление о двух действующих одновременно системах права (права естественного и позитивного).

Правосознание– объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение социальных групп, индивидов к праву как целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы. Формируется на теоретическом и обыденном уровне.

Психологический подход к праву– основан на признании психики определяющим фактором в развитии всех социальных явлений, в том числе и правовых. Отсюда, понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а, прежде всего, из психологических закономерностей правовых эмоций людей, которые носят императивно - атрибутивный характер.

Равенство правовое -это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.

Социализация– социальный процесс, социальный опыт, охватывающий всю жизни человека. Начальной точкой этого процесса является индивид, конечным же продуктом выступает зрелая личность со своим устойчивым мировоззрением, социально и экономически независимая, способная поступать согласно установленным правилам не по принуждению, а по внутренним ценностным установкам.

Социальная норма– это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера дозволенного поведения, деятельности людей, социальных групп и организаций.

Социальные нормы(их виды) - это моральные, нравственные, религиозные, эстетические, корпоративные и др., которые наряду с правом представляют собой основные формы и средства, с помощью которых функционирует система социального контроля.

Социальный эволюционизм– понимание общественного исторического процесса развития как части общего процесса эволюции Вселенной. Этот принцип был использован в органической теории Г. Спенсера для объяснения сущности общества, его структуры и социальных явлений.

Справедливость – категория морально – правового и социально – политического сознания, определяющая должное соответствие между делами человека и их оценкой, преступлением и наказанием, поступком и воздаянием за него.

Сравнительно-правовой метод(сравнительное правоведение/правая компаративистика) – основывается на изучении правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Структура правосознания– это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающих целостность правосознания, его развитие и функционирование. Структурные элементы правосознания-правовая психология и правовая идеология.

Структурные элементы правовой культуры– право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок, правовое поведение.

Табу – (от полинез. – «то, что выпадает из общего пользования») – у первобытных народов полный запрет на определённые действия или слова, нарушение которого могло повлечь за собой гнев духов, богов. Наказанием за нарушение табу могло быть изгнание из племени, убийство или требование от нарушителя совершения самоубийства.

Темис – обычай, обычное право. В другом прочтении – справедливость (от имени богини Фемиды).

Тип правопонимания - философско-юридический (методологический) подход обоснования общего понятия права, закономерностей его происхождения, сущности, форм (источников) выражения, взаимоотношений с государством, базирующийся на особенностях методологии правопознания.

Философия права( или правовая философия) – раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Философская рефлексия - осознание, осмысление мышлением определенного вида деятельности, осуществляемое на основе представлений о предельных основания бытия мира, человека, общества, выражаемое в системе наиболее общих понятий.

Философская рефлексия права (от позднелат. reflexio – обращение назад) - осознание правовой деятельности, реализуемая на уровне и посредством философского познания.

Философско-правовая парадигма - философская основа определенного типа правопонимания; сложившийся комплекс философско-мировоззренческих установок, принципов, подходов к пониманию природы права.

Философско-правовая проблема - проблема, разрешаемая совместным применением философского и теоретико-правового знания в целях более глубокого осмысления сущности правовых явлений.

Философско-правовое учение - концептуально оформленная философская концепция права, основанная на определенном историческом типе философствования.

Функция - совершение, исполнение; устойчивое (как правило, закрепленное структурно) отношение объектов, в котором изменение одного из них ведёт к изменению других.

Ценность - человеческое, социальное определение объектов окружающего мира, характеризующее их (положительное или отрицательное) значение для индивида, общества

Цивилизм(цивилитарный строй) - это новый, послесоциалистический строй с гражданской (цивильной, цивилитарной) собственностью и соответствующим цивилитарным правом в отличие от капитализма и социализма.

Эпистемология – раздел философского знания, изучающий особенности развития, генезиса и функционирования научного познания.