Основные источники формирования денежных средств для социальных служб различных форм собственности.

Соц. службы в порядке, установленном законодательством РФ, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.Финансовое обеспечение учреждений соц. обслуживания1. Финансирование государственных учреждений соц. обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений соц. обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов РФ.2. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.3. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений соц. обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за соц. услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.4. Учреждения соц. обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством РФ о налогообложении.5. Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в соц. службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, установленными законодательством РФ.Предпринимательская дея-ть учреждений соц. обслуживания1. В соответствии с законодательством РФ учреждения соц. обслуживания имеют право вести предпринимательскую дея-ть лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.2. Предпринимательская дея-ть учреждений соц. обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством РФ.

 

Планирование, учет и контроль расходования средств – одна из функций деятельности социальных служб.

Эконом. дея-ть учреждений соц. обслуживания включает в себя вопросы планирования и финансирования, кадровую политику, организацию и оплату труда работников, основанную на производстве социальных услуг.Планирование, учет, контроль расходования средств является одной из важнейших функций экономических служб социальных организаций.Важным элементом системы организации и управления в социальных службах является планирование как самостоятельная управляющая подсистема. СОЦ. ПЛАНИРОВАНИЕ - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедея-тью населения. Главной задачей соц. планирования является оптимизация процессов экономического и соц. развития, повышение социально-эконом. эффективности.Объектом соц. планирования являются соц. отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в том числе уровень реальных доходов в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и другие.Целевое планирование должно включать три блока.

1. Определение цели программы на основе изучения потребности населения и конкретной «среды».

2. Выработка технологий.

3. Определение ресурсов, с помощью которых можно реализовать программу.

Все три блока взаимосвязаны целью и направленностью. В их основе – потребности населения и состояние контактной среды. Внешняя среда и ресурсы ограничивают основную цель и включают необходимость поиска партнеров, спонсоров, источников различных форм финансирования или форм взаимопомощи. Основные задачи планирования:

· определение приоритетных направлений развития соц. службы;

· расчет основных экономических деятельности службы и ее структурных подразделений;

· расчет ресурсного обеспечения соц. службы;

· определение перспективных и текущих задач их направлениям деятельности.

План работы – это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения работ, относящихся к сфере соц. обслуживания и соц. поддержки населения.

Особенностью плана работы соц. службы (центра) является то, что границы его действия совпадают с границами административно-территориального деления, и то, что органы управления (районные, городские отделы или управления соц. защиты населения) являются организационными звеньями в структуре местной администрации. Поэтому план работы соц. службы имеет самостоятельное значение, но в то же время является составной частью местной программы соц. защиты населения и направлен на ее реализацию. Важнейшим условием успешной реализации планов является действенная система контроля, которая осуществляется руководителями и собственниками имущества служб. Инструментами контроля могут быть социологические исследования, проверки и т.д.Непременным элементом управления контролем является осуществление бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении посредством сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Задачами бухгалтерского учета в социальных учреждениях являются:

ü формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

ü обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для составления отчетности, осуществления контроля за соблюдением законодательства для оперативного управления хозяйственной дея-тью;

ü предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет в социальных учреждениях имеет специфические особенности, связанные с законодательством о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и нормативными актами по бухгалтерскому учету. К ним относены:

ü организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

ü выделение в учете фактических кассовых расходов;

ü контроль исполнения сметы расходов;

ü переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

ü отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранение, образование, соц. обеспечение и др.).

Расход и контроль денежных средств на содержание служб и расход бюджетных и внебюджетных средств на мероприятия по реализации соц. программ для поддержки малообеспеченных слоев населения.

1. Расходы на социально-культурные мероприятия. Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением гос-во.м его социальных функций. Эти средства подразделяются на следующие основные группы: народное образование и профессиональная подготовка кадров; культура, искусство и средства массовой информации; здравоохранение; физическая культура и спорт; соц. обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд). Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребностиРасходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения на основе программно целевых методов планирования с постепенным внедрением медицинского страхования. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью при этом ведущим направлением определены: обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи; развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи; оптимизация существующих и внедрения новых медицинско-хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли; формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений. Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам.Средства на эти цели выделяются непосредственно академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются: организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК; борьба с наиболее распространенными болезнями; создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности. 2.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и соц. развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.