Понятие, критерии и методы определения эффективности соц. работы.

Эффективность соц. работы (ЭСР) - это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при таком определении является измерение (описание) результатов.

Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой). Контурами оценки эффективности являются: дея-ть учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень соц. обслуживания.Под предметом оценки ЭСР понимают то конкретное, что может оцениваться. Например, используемые формы и методы управления соц. защитой, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты соц. обслуживания и другие. Методика - это описание некоего порядка, определенной последовательности. Методика включает разделы:1. назначение;2. контуры и предметы оценки эффективности;3. рекомендуемые методы оценки эффективности;4. порядок (технологии) определения эффективности;5. пример расчета эффективности (предполагаемой или фактической);6. приложения (при необходимости).

Методы оценки эффективности, применяемые для любых учреждений соц. сферы, следующие:1. метод «задачи - результаты»;2. метод «задачи - результаты - затраты».

Метод «задачи-результаты». Суть метода: дея-ть каждого учреждения соц. защиты основывается на положении или уставе. Положение, в частности, содержит перечень задач, которые необходимо выполнить в достижение цели. Задача - это желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение добилось результатов. Значит, дея-ть данного учреждения можно считать эффективной.Достоинства метода:1. демонстрирует связь между целевым назначением учреждения и достигнутыми результатами за определенный период времени;2. требует нормативной базы для выполнения задач;3. необходим контроль выполнения задач;4. требует ведения статистики.Недостатки:1. не учитывает затраты, связанные с достижением результата;2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам;3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов.Метод «задачи - результаты - затраты». Этот метод, в отличие от предыдущего, учитывает и затраты. Затраты - это себестоимость услуг, оказываемых учреждением соц. защиты. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т. е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты. Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг.К достоинствам данного метода следует отнести:1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы;2. определяет необходимость контроля;3. ведется статистический учет.Метод «задачи - результаты - затраты» не лишен недостатков:1. не учитывает качественные характеристики задач, результатов и затрат;2. не оценивает эффективность деятельности с точки зрения клиентов.Наибольшее распространение получили такие методы оценки экономики соц. работы, как параметрический, факторы эффективности/неэффективности, выявление степени удовлетворения потребности клиентов, социологические методы.Параметрический метод предполагает сравнение двух параметров:• прежнее состояние клиента; нынешнее состояние клиента.Описывается состояние клиента при поступлении в учреждение, и после получения определенных услуг. Разница между этими параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, подтверждающий эффективность используемых методик, организации и квалификацию персонала. Необходимо контролировать процесс оказания услуги и при необходимости вносить изменения.Основными проблемами метода являются описание параметров и определения факторов эффективности.Метод факторов эффективности/неэффективности. Обычно факторы, влияющие на эффективность, представлены наглядно (в виде таблиц). При использовании данного метода факторы неэффективности разделяют на три группы:факторы, решение которых не зависит от учреждения;факторы, решение которых зависит от учреждения;факторы, решение которых находится на границе (своих и чужих).

Метод выявления удовлетворения потребностей клиентов. Это метод комбинированный, так как отражает инструментарий соц. маркетинга и социологии: прямой оценочный метод - периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов;параметрический метод - сравнивается нормы, нормативы, стандарты оказания услуги с фактически оказанной услугой;сочетание этих методов.Критерии эффективности соц. работы многообразны:количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

Также необходимо оценивать соц. программы. Цель оценки состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Выделяют пять моделей для оценки социальных программ: модель результата (оцениваются все достижения программы);модель цели фиксирует внимание на результатах декларированных целей;системный анализ изучает воздействие внешнего окружения на соц. программы; стоимостная аналитическая модель использует затраты для определения их влияния на результат действия программы;дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на стандарты.В качестве обобщенного критерия оценки эффективности соц. деятельности выступают соц. нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.