Экономические основы соц. обеспечения на современном этапе.

Система соц. защиты включает в себя соц. гарантии, социальную помощь, соц. обеспечение и соц. страхование.

К основным видам соц. обеспечения относятся:

• пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, соц. пенсии;

• пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице

• содержание и обслуживание детей, престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;

• медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

соц. обеспечение - система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в соц. помощи.

Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения соц. политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения.

В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия соц. риска. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм соц. обеспечения - о социальном страховании. Соц. страхование — это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране соц. страхование является государственным и обязательным.

Система соц. обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) соц. страхование, обязательное медицинское страхование.

Организационно-экономическими основами соц. обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Функции соц. обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения соц. защиты и негосударственные учреждения. Экономическую основу соц. обеспечения составляют гос. бюджет и соц. страхование, отличающиеся по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения Одним из элементов соц. обеспечения является обеспечение граждан пенсиями.

Пенсионная система России является составной частью государственного соц. обеспечения. Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют гос. бюджет и пенсионный фонд. Известно две модели пенсионного обеспечения. Первая, когда пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений - работающих граждан и нетрудоспособной части населения. Система пенсионного обеспечения, которая характеризуется зависимостью демографической и эконом. ситуациями в стране, является распределительной. Другая модель основывается на накопительном принципе: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную пенсионную компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Такая модель является накопительной.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, был сделан в 1991 году, когда был создан Пенсионный фонд (ПФ) РФ. ПФ является государственным социальным внебюджетным фондом.

Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система ПФ включает центральный аппарат, региональные отделения и пункты уполномоченных.

Первоочередной задачей ПФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Это означает создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого ПФ выполняет следующие функции:

1. собирает страховые взносы от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами;

2. взыскивает с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3. капитализирует свои средства;

4. контролирует с налоговыми органами своевременное и полное поступление страховых взносов;

5. проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников;

6. финансирует выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца.

В настоящее время средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1. страховые взносы (например, работодатели - 28%);

2. средства ФБ, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий (например, пенсии военнослужащим);

3. средства государственного фонда соц. страхования.

Страховые взносы поступают от плательщиков: работодателей и самозанятого населения. Федеральный бюджет направляет средства на выплату пенсий военнослужащим, гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий, социальных пенсий, надбавок к пенсиям участников ВОВ, на покрытие расходов по доставке и пересылке пенсий. Фонд соц. страхования перечисляет средства на выплату пенсий вследствие трудового увечья. Государственные службы занятости населения направляют средства на выплату пенсий тем безработным гражданам, которые имеют право оформить пенсию по старости раньше установленного возраста.

Назначением пенсий до недавнего времени занимались органы соц. защиты населения, а в настоящее время - отделы назначения и выплаты пенсий входят в структуру региональных отделений ПФ.