Задание № 2. Осознание содержания наблюдения
ПРАКТИКУМ МОДУЛЬ II «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ»
Организационно-методические данные учебного курса. Объем учебного курса и виды учебной работы
№№ п/п | Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость цикла | |||
Аудиторные занятия, в том числе: | |||
2.1 | Лекции | ||
2.2 | Практические занятия | ||
Самостоятельная работа | |||
Вид итогового контроля | проект |
Тематика практикумов по возрастной психологии ИН.Яз1
№ | Тема | дата |
Метод наблюдения и эксперимента | 6.02.15 7.02.15 | |
Психическая реальность как предмет возрастной психологии | 13.01.15 14.02.15 | |
Основные методы ВП: анкеты и опросники | 20.02.15 21.02.15 | |
Метод наблюдения в ВП. Анализ продуктов деятельности. Беседа. | 27.02.15 28.02.15 | |
Предмет, задачи и методы ВП (обобщающий семинар) | 6.03.15 7.03.15 | |
Проблемы возрастной психологии | 13.03.15 14.03.15 | |
Теории психического развития ребенка | 20.03.15 21.03.15 | |
Общие закономерности индивидуального развития ребенка | 27.03..15 28.03..15 | |
Психология дошкольного детства | 3.04.15 4.04.15 | |
ПР в экстремальных условиях и условиях депривации. | 10.04.15 11.04.15 | |
Особенности развития в дошкольном возрасте | 17.04.15 18.04.15 | |
Проблемы готовности к школьному обучению | 24.04.15 25.04.15 | |
Младший школьный возраст | 1.05.15 2.05.15 | |
Школьный стресс | 8.05.15 9.05.15 | |
Психическое развитие подростков | 15.05.15 16.05.15 | |
Проблемы современных подростков и психолого-педагогическое сопровождение | ||
Психологический портрет юности | ||
Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрасте | ||
Молодость. Проблемы ранней взрослости | ||
-«-----«------« | ||
Зрелость | ||
-«-----«------« | ||
Психологический портрет старого человека | ||
-«-----«------« | ||
ПРОЕКТ | ||
ПРОЕКТ | ||
ТЕСТИРОВАНИЕ | ||
ИТОГО: |
Практикум №1. Метод эксперимента и наблюдения
Вопросы для обсуждения
1. Метод наблюдения.
2. Метод эксперимента.
3. Понятие апперцепции.
Задания для самостоятельной работы
Дайте определения следующих понятий: наблюдение, эксперимент, апперцепция.
Задание № 1. Осознание процесса наблюдения
Члены учебной группы садятся в круг. В середине круга стоит неподвижно любой предмет (им может быть и кто-то из членов группы как модель).
Инструкция: Каждый член группы должен написать на листке бумаги (за 10 мин) ответ на вопрос: «Что я вижу перед собой?» Руководитель группы собирает заполненные листки. Складывает их в случайном порядке и читает. Задача группы: узнать по описанию его автора. Выделить в описаниях сходство и различие. Объяснить их, пользуясь понятием о наблюдении.
Задание № 2. Осознание содержания наблюдения
Все члены группы разбиваются на маленькие группки по 3 человека. В каждой малой группе один из трех человек будет в роли испытуемого, а два других в роли наблюдателей. Один из наблюдателей занимает пассивную позицию — просто присутствует, другой производит воздействие на испытуемого (дает ему задания, фиксирует ответы) и одновременно ведет наблюдение. Цель у наблюдателей одна и та же — зафиксировать все изменения в поведении испытуемого в ответ на предъявленное задание.
Каждый член группы должен быть в роли испытуемого, активного и пассивного наблюдателя, поэтому они меняются ролями.
Цель: осознание содержания процесса наблюдения. Возможные варианты заданий для испытуемых:
- Произнесите скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
- Прочитайте вслух следующую фразу как можно быстрее 5 раз: «Дети на полу, умный на диване».
- Прочитайте справа налево: «Сидит кошка на окошке». После того как каждый член группы был в роли испытуемого, активного и пассивного наблюдателя, они пишут рефлексивные отчеты и обсуждают их в группе. Примерные вопросы для рефлексивного отчета: 1) На что было направлено мое внимание? 2) Как и когда я осуществлял переключение внимания? 3) Как и когда менялся объем моего восприятия? 4) Что входило в объем моего восприятия? 5) Какую из ролей наблюдателя мне было выполнять труднее и почему?
В группе делается вывод о том, что влияет на осознание наблюдателем содержания процесса наблюдения и его объекта.