Задание № 2. Осознание содержания наблюдения

ПРАКТИКУМ МОДУЛЬ II «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ»

Организационно-методические данные учебного курса. Объем учебного курса и виды учебной работы

№№ п/п Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость цикла
Аудиторные занятия, в том числе:
2.1 Лекции
2.2 Практические занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля проект

Тематика практикумов по возрастной психологии ИН.Яз1

Тема дата
Метод наблюдения и эксперимента 6.02.15 7.02.15
Психическая реальность как предмет возрастной психологии 13.01.15 14.02.15
Основные методы ВП: анкеты и опросники 20.02.15 21.02.15
Метод наблюдения в ВП. Анализ продуктов деятельности. Беседа. 27.02.15 28.02.15
Предмет, задачи и методы ВП (обобщающий семинар) 6.03.15 7.03.15
Проблемы возрастной психологии 13.03.15 14.03.15
Теории психического развития ребенка 20.03.15 21.03.15
Общие закономерности индивидуального развития ребенка 27.03..15 28.03..15
Психология дошкольного детства 3.04.15 4.04.15
ПР в экстремальных условиях и условиях депривации. 10.04.15 11.04.15
Особенности развития в дошкольном возрасте 17.04.15 18.04.15
Проблемы готовности к школьному обучению 24.04.15 25.04.15
Младший школьный возраст 1.05.15 2.05.15
Школьный стресс 8.05.15 9.05.15
Психическое развитие подростков 15.05.15 16.05.15
Проблемы современных подростков и психолого-педагогическое сопровождение  
Психологический портрет юности  
Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрасте  
Молодость. Проблемы ранней взрослости  
-«-----«------«  
Зрелость  
-«-----«------«  
Психологический портрет старого человека  
-«-----«------«  
ПРОЕКТ  
ПРОЕКТ  
ТЕСТИРОВАНИЕ  
ИТОГО:

 

 

Практикум №1. Метод эксперимента и наблюдения

 

Вопросы для обсуждения

1. Метод наблюдения.

2. Метод эксперимента.

3. Понятие апперцепции.

 

Задания для самостоятельной работы

Дайте определения следующих понятий: наблюдение, эксперимент, апперцепция.

Задание № 1. Осознание процесса наблюдения

Члены учебной группы садятся в круг. В середине круга стоит неподвижно любой предмет (им может быть и кто-то из членов группы как модель).

Инструкция: Каждый член группы должен написать на листке бумаги (за 10 мин) ответ на вопрос: «Что я вижу перед собой?» Руководитель группы собирает заполненные листки. Складывает их в случайном порядке и читает. Задача группы: узнать по описанию его автора. Выделить в описаниях сходство и различие. Объяснить их, пользуясь понятием о наблюдении.

 

Задание № 2. Осознание содержания наблюдения

Все члены группы разбиваются на маленькие группки по 3 человека. В каждой малой группе один из трех человек будет в роли испытуемого, а два других в роли наблюдателей. Один из наблюдателей занимает пассивную позицию — просто присутствует, другой производит воздействие на испытуемого (дает ему задания, фиксирует ответы) и одновременно ведет наблюдение. Цель у наблюдателей одна и та же — зафиксировать все изменения в поведении испытуемого в ответ на предъявленное задание.

Каждый член группы должен быть в роли испытуемого, активного и пассивного наблюдателя, поэтому они меняются ролями.

Цель: осознание содержания процесса наблюдения. Возможные варианты заданий для испытуемых:

  1. Произнесите скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
  2. Прочитайте вслух следующую фразу как можно быстрее 5 раз: «Дети на полу, умный на диване».
  3. Прочитайте справа налево: «Сидит кошка на окошке». После того как каждый член группы был в роли ис­пытуемого, активного и пассивного наблюдателя, они пишут рефлексивные отчеты и обсуждают их в группе. Примерные вопросы для рефлексивного отчета: 1) На что было направлено мое внимание? 2) Как и когда я осу­ществлял переключение внимания? 3) Как и когда ме­нялся объем моего восприятия? 4) Что входило в объем моего восприятия? 5) Какую из ролей наблюдателя мне было выполнять труднее и почему?

В группе делается вывод о том, что влияет на осознание наблюдателем содержания процесса наблюдения и его объекта.