Категория - незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Уклонение от уплаты налогов подразделяется на криминальное уклонение и некриминальное уклонение от уплаты налога.

Некриминальное уклонение от уплаты налогов - совершение действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состава налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности. Некриминальные способы применяются в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров и т.д.

Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательства. Совершение уклонения от уплаты налога данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности.

Например, подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию и т.д.

2 категория - законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация (налоговое планирование)

Налоговая оптимизация (налоговое планирование, минимизация налогов) - это уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Можно дать и другое определение. Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений. В современных российских экономических условиях грамотное налоговое планирование призвано помочь предприятию выжить.

Налоговое планирование может быть осуществлено путем разработки приказа об учетной политике, путем оптимизации через хозяйственный договор, путем последовательного применения льгот и освобождений, которые предусмотрены в Законе, путем использования специальных методов. К специальным методам относятся: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта, метод оффшора.

4. Понятие налогового планирования, его элементы и этапы.

Классификация налогового планирования

Составной частью финансовой политики организации является ее налоговая политика, которая призвана обеспечить гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач. Налоговая политика реализует распределительную функцию финансов, регулируя распределение денежных средств организаций и физических лиц между ними, с одной стороны, и государством, с другой.

На уровне организации разработка методов и приемов оптимизации налоговых платежей при соблюдении налогового законодательства составляет главную задачу корпоративного налогового менеджмента.

Целью корпоративного налогового менеджмента является, таким образом, минимизация расходов, связанных с налоговыми платежами организации и ее финансовыми результатами.

Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым учетом и налоговым планированием.

Налоговый учет – это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления налоговых обязательств. Таким образом, налоговый учет служит инструментом отражения налоговых отношений между государством и организацией. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на текущие изменения в законодательстве. Налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью организации и ее финансового положения.

Задачи, решаемые с помощью налогового планирования, можно разделить на два уровня. Задачи первого уровня наиболее просты. Их решение доступно практически каждому грамотному бухгалтеру. Оно заключается в снижении налоговых отчислений за счет законного уменьшения налогооблагаемых баз. К задачам второго уровня можно отнести создание сложных финансовых схем.

Таким образом, под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. Причем деятельность налогоплательщиков направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

Основные элементы, этапы и классификация налогового планирования представлены на схеме 2.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2 Этапы, классификация и виды налогового планирования

 

В основе налогового планирования лежит принцип анализа и управления налогооблагаемыми базами.

Налоговое планирование это не только бухгалтерская проблема, налогами облагается не бухгалтерия, а хозяйственная деятельность предприятия. Именно предпринимательская хозяйственная деятельность порождает объекты налогообложения. Следовательно, решать вопросы налогового планирования необходимо комплексно на основе междисциплинарного подхода, объединяющего специалистов самых различных профессий и должностного положения.

В качестве примера зависимости между организацией управления производственным процессом и налогообложением можно привести следующее: чем быстрее идет процесс заготовления, тем меньше времени проходит между процессом оплаты и датой оприходования исходного сырья на склад и, следовательно, меньше суммы НДС организация должна вносить в бюджет за отчетный период.

В процессе работы у руководителя и бухгалтера возникают вопросы, связанные с выбором соответствующих форм договорных отношений при решении различных хозяйственных ситуаций. В практической работе бухгалтера часто сталкиваются с вопросами: как правильно оформить заключенный договор, как производить расчеты по данному договору, в какой момент возникает переход права собственности, какие налоговые последствия возникают у организации при заключении данного договора и т.д.

Для правильного принятия решений по данному вопросу необходимо иметь знания в области гражданского законодательства, бухгалтерского учета и налогового законодательства. Именно использование в совокупности знаний данных вопросов дает возможность найти оптимальные решения хозяйственных вопросов. Именно это и составляет основу налогового планирования.

 

Элементами налогового планирования являются:

1. налоговое поле – это перечень (совокупность) налогов, платежей, по которым организация должна перечислить в бюджетную систему их прогнозные величины и сроки выплат;

2. налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности, не допуская при этом задержек, влекущих за собой неизбежные штрафные санкции;

3. стратегия минимизации налоговых обязательств с четкими планом реализации этой стратегии;

4. четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственных договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 4-х месяцев;

5. удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.

Результаты налогового планирования необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Налоговое планирование - процесс творческий, требующий строго индивидуального подхода, однако в этом процессе можно выделить ряд укрупненных последовательных этапов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из целого набора взаимосвязанных процедур:

· на первом этапе налогового планирования при создании организации, когда формулируются цели и задачи, сферы производства и т.д. , следует решить вопрос о налоговых льгот и целесообразности их использования. особенно льготы, предоставляемые для малых предприятий;

· на втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия. Имеется в виду льготный режим налогообложения;

· на третьем этапе решается вопрос о выборе существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица ( простое товарищество или индивидуальное предпринимательство);

· на четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности - по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования;

· на пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности ( купля-продажа, аренда, посредническая деятельность и т.д.) с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли;

· на шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. Доходы в государственные ценные бумаги облагаются по ставке 15 %, а в корпоративные ценные бумаги по ставке 24 %.

Таким образом, если первые три этапа налогового планирования имеют место лишь один раз - до регистрации предприятия, то 4-6 этапы относятся к текущему, повседневному налоговому планированию.

Налоговое планирование различается в зависимости от того, действующая это организация или вновь создаваемая. Для вновь создаваемой организации учредители рассматривают варианты и принимают решение о выборе месторасположения организации, ее организационно-правовой формы, направления деятельности и др.

Перед руководителем и бухгалтером предприятия всегда стоит проблема: стоит ли проводить налоговое планирование, ведь оно требует дополнительных затрат. Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Поскольку, необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той , или иной, налоговой юрисдикцией, то ее можно рассчитать по формуле:

a = b \ c x 100 % , где

a - налоговое бремя

b - налоги, начисленные за отчетный период

c - объем реализованный продукции.

Если необходимость (a) - не более 20%, то можно обойтись четким ведением бухгалтерского учета и внутреннего документооборота. Возможность использования прямых льгот. Рекомендуется повышение профессионального уровня главного бухгалтера путем самообразования. При желании возможны разовые консультации внешнего налогового консультанта или аудитора.

Если необходимость налогового планирования более 20%, но менее 45%, то требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора, а налоговое планирование нужно делать частью общей системы финансового управления и контроля. Так же необходима разработка контрактных схем типовых крупных и долгосрочных контрактов. При необходимости - использовать внешние консультации, а при возможности - встать на абонентское обслуживание.

Если необходимость планирования более 45%, но менее 70:, то налоговое планирование становится одним из важнейших элементов становится одним из важнейших элементов создания и стратегического планирования деятельности организации. В данном случае вам потребуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми финансовыми службами компании. Необходим так же обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций. В этой ситуации есть вероятность того, что своими силами организация не справится. Поэтому необходимо сотрудничество с профессиональным налоговым консультантом.

Если необходимость "перевалила" за 70% , то рекомендуется подумать о целесообразности такого бизнеса.

Налоговое планирование можно разделить на внешнее и внутреннее.

Внешнее планирование состоит из следующих этапов:

· выбор места регистрации (территория и юрисдикция);

· выбор организационно-правовой формы;

· определение состава учредителей и долей акционерного капитала

· выбор основных направлений деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности

подготовки учредительных документов;

· выбор порядка формирования уставного капитала;

· разработка стратегии развития компании.

Немаловажен выбор оптимального количества сотрудников и их социального статуса, что можно использовать для максимизации налоговых льгот.

Внутреннее планирование включает в себя этапы:

· выбор учетной политики организации (разрабатывается один раз в финансовый год);

· разработка контрактных схем;

· использование оборотных средств.

Одной из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования являются льготы. Для этого необходимо подготовить специальную подборку нормативных правовых актов, как из федеральной, так и местной законодательной базы. Причем она должна быть более подробной, поскольку некоторые льготы, казалось бы не относящиеся к сфере деятельности организации непосредственно, могут стать, так называемыми, косвенными льготами. Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты. В связи с этим, хотелось бы отметить, что более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования будет использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

Налоговое планирование основывается не только на изучение текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Кроме того, поскольку налоговое планирование - задача стратегическая, уместно изучение проектов налоговых законов, направлений и содержания готовящихся налоговых реформ. Полезно также проанализировать направления налоговой политики, проводимой правительством.

В зависимости от характера и масштабов решаемых менеджментом задач налоговое планирование можно разделить на стратегическое (перспективное) и тактическое (текущее) планирование.

 

 
 

 

 


Рис 3. Виды налогового планирования

Стратегическое планирование выглядит следующим образом:

· Обязательный обзор проектных пакетов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

· Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

· Составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;

· Составление вариантов схем управления финансовыми, документальными и товарными потоками;

· Составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;

· Обязательная оценка риска различных программ действий, проработка вариантов возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

· Прогноз эффективности применяемых мер.

Текущее налоговое планирование выглядит следующим образом:

· Еженедельный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов;

· Составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;

· Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

· Прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий организации необходимо: экспертные правовые системы, которые должны обновляться не реже одного раза в месяц; базы данных по налоговой тематике, которые, кстати, можно сформировать самим, используя соответствующие средства массовой информации, Интернет, ответы на запросы в ГНИ, МНС, Министерство финансов и пр.; специальная литература; при необходимости, консультации экспертов консалтинговых компаний.