Некоторые моменты подготовки к занятию

Ну и следующий момент, это мы подходим непосредственно к самим упражнениям. Что это за упражнения, как их надо делать? Итак, мы нашли подходящее место, выбрали подходящее время.

И прежде чем приступить к выполнению упражнений, очень хорошо хотя бы на одну две минуты спокойно сесть, выпрямить спину, шею, голову. И постараться максимально расслабить мышцы тела и мышцы лица. Т.е. это необходимо для того, чтобы быть уверенным, что мы не привносим какую-либо зажатость, которая была в течение дня на момент, когда мы занимаемся йогой. Мы даже не замечаем, как внутри зажаты. Наиболее четко это проявляется на мышцах лица.

Иногда какие-то проблемы, которые мы обдумываем, они в первую очередь отражаются на том, что мы непроизвольно напрягаем мышцы лица. Это такой фактор внутреннего стресса. Понятно, что всякая такая напряженность, даже если мы не отдаем в ней отчета, не позволяет нам проникнуть в глубины гармонии внутри себя. Поэтому перед началом занятия Хатха йогой, очень хорошо сесть, выпрямить спину, шею, голову, расслабить тело и расслабить мышцы лица. Как это ни странно иногда, просматривая лицо, мы ощущаем, что оно напряжено и расслабляя его, этот эффект передается и на какие-то внутренние процессы внутри нас, чисто психические.

И, наконец, следующее, что иногда бывает очень полезно сделать, это отпустить ситуацию. Потому что у нас мог быть трудный день, было много проблем, которые мы должны были решать, или проблемы, которые нам завтра надо будет решить. И иногда они постоянно вертятся в голове, мы все постоянно анализируем, а правильно ли мы сделали, достаточно ли подготовились и т.д. Это ментальный процесс идет. Что же предлагает йога?

Йога предлагает вот такую постановку вопроса, что следует отпустить ситуацию. При этом йога добавляет, что мы сделали все, что могли сделать по той или иной работе до начала занятия йогой. И теперь самое главное отпустить ситуацию и забыть хотя бы на время обо всех наших проблемах. Считается, что если мы таким образом отпускаем ситуацию хотя бы на время забываем о ней, то Вселенная начинает делать свою часть работы, той работы, которую мы должны сделать.

Т.е. понятно, что чтобы мы ни делали, зависит в первую очередь от нас, но так же и от сопутствующих, благоприятствующих факторов, которые от нас ну никак не зависят. И будем ли мы о них думать или не будем о них думать, на самом деле является тоже очень серьезным фактором.

Потому что любая мысль тоже материальна, и она также продолжает оказывать воздействие. И эти мысли не дают Вселенной провернуть некое колесо, логическое колесо, чтобы все само собой сложилось. Мы блокируем этот процесс. Представьте, что предприятие работает в две смены. Скажем, с утра до вечера работаете вы, а с вечера и до утра работает вторая смена рабочих. Вторая смена начинает работать не раньше, чем вы от туда уйдете, иначе вы будете мешать друг другу. А если вы уже работать закончили, но с рабочего места не уходите и не даете другой смене продолжать работу, то, понятно, работа на это время приостанавливается.

Вот точно так же и мы своими мыслями иногда блокируем помощь, которая идет со стороны Вселенной. Т.е. мы сделали свою часть, главное сделать ее честно, сделать все от себя зависящее, потом отпустить ситуацию, переключиться, в частности, переключиться на занятия Хатха йогой. На самом деле, когда человек занимается Хатха йогой, он вольно-невольно начинает переключаться и забывать обо всех проблемах.

Но иногда особенно новичкам трудно сделать первый шаг. Вот он вроде пытается заниматься, а в голове проблемы. И своими мыслями такой человек, как ни странно, блокирует помощь Вселенной.

Поэтому перед началом занятия очень полезно выпрямить шею, спину, голову. Почему надо выпрямить шею, спину, голову? В йоге считается, что в таком состоянии мы можем достигнуть максимально расслабленного положения. У нас позвоночный столб, а тело висит, как пиджак на вешалке. Т.е. полностью расслаблено. Минимум мышц напряжено. Понятно, что мы могли бы лежать. Но когда мы ложимся, иногда приходит сонливость. Так вот очень хорошо начинать занятие с того, чтобы сесть, расслабить мышцы тела, расслабить мышцы лица и ментально отпустить ситуацию.

И вот после того, как мы сделали это, уже неплохо бы было лечь и немножко потянуться. Очень хорошо при этом зевать, знаете, как мы просыпаемся утром, и тело само просит, чтобы потянуться, зевнуть и т.д. Так вот очень неплохо бы было начинать занятие с этого. Т.е. мы дополнительно какие-то напряжения убираем, а нужные факторы, тонизирующие, добавляем. И вот после этих воздействий, когда мы пару минут посидели, после чего легли, потянулись, ну, сколько это может занимать времени? Столько сколько приятно. Но, как правило, это редко бывает больше чем пара тройка минут. И после этого человек непосредственно приступает к выполнению этих поз. Поз Хатха йоги.

Здесь следует сказать о том, а сколько же всего существует поз в Хатха йоге? Строго говоря, друзья, столько сколько возможно положений человеческого тела, столько же есть и поз в Хатха йоге, т.е. бесконечное число. Или, во всяком случае, очень большое. Но мудрость йоги как раз и заключается в том, чтобы не перебирать все положения, которые только может принять наше тело.

Мудрость йоги заключается в том, что в йоге используется достаточно маленькое количество поз, положений, которых будет вполне достаточно. В разных трактатах, в разных книгах называют разное число. Но чтобы вы сориентировались, это порядка 7-8 десятков поз. Т.е. не так, чтобы и очень много. С другой стороны, опять же, как считать.

Иногда можно считать два упражнения разновидностью одной и той же позы, а иногда можно считать двумя разными позами. Т.е. это уже вопрос вкуса. И здесь также прослеживается вот эта общая йоговская тенденция гармонии. Вот сейчас современный человек хочет все систематизировать. Западный человек в первую очередь определяет какая бывает поза, как она называется, как она выполняется, сколько их штук? Он хочет знать все конкретно. Друзья, в среде йоги никто никогда не задавался такой целью. Считалось это даже не совсем интересной темой. Т.е. такого справочника, который, быть может, сейчас очень пригодился бы западному человеку, в йоге нет.

Схожая ситуация наблюдается и с названием поз. Есть некоторые позы, названия которых более или менее устоялись, и они даже в совершенно разных школах йоги либо одинаково звучат, либо очень сходно. Санскрит, который используют в названии поз, он никогда не гнался за написанием, он всегда гнался за произношением. Поэтому там одно и то же слово может писаться разными буквами. Более того, в дальнейшем эти буквы привносят в свою очередь некий такой акцент. Иногда диалект получается. Не говоря о том, что в разных школах йоги, одна и та же поза называется по-разному. И наоборот, две разные по названию позы, а на самом деле это одна и та же поза. Поэтому такая неразбериха существовала и есть. И до сих пор, насколько мне известно, не существует единой градации или единого списка, как та или иная поза называется.

Это тоже следует вам помнить, потому что некоторые адепты с параноидальным рвением начинают зазубривать какие-то иногда очень трудно произносимые индийские скороговорки, якобы обозначающие ту или иную позу. И что самое обидное, иногда эти названия, как сейчас бы сказали, синтетические. Т.е. нет никаких упоминаний, что в древности эта поза так называлась. Просто в последнее время западные люди потребовали, чтобы все как-то называлось, и вот стали придумывать. Набрали много слов с санскрита и стали из них делать сочетания вот уже в последнее время. Звучит непонятно, звучит на санскрите вызывающе уважение. Но только одна беда, к древним названиям это никакого отношения не имеет.

Поэтому относитесь немного попроще к названиям. Хотя, еще раз повторю, названия может быть двух-трех десятков поз наиболее распространенных, они более или менее устоялись и практически во всех школах йоги, они одинаково звучат. Кроме того, не забывайте, что йога распространилась еще и на людей, у которых другие были языки. И там иногда вы можете встретить какое-нибудь свое название поз.

Что же касается перевода, даже с названиями устоявшихся поз, тоже есть проблемы. Санскрит очень интересный язык. Одно и то же слово может иметь колоссальное количество значений. Вот опять же, мягкая йога. Знаете, как у нас бюрократы, такой пункт - галочка не проставлена, все, неправильно. Да никто в йоге не занимался галочками в плане придумывания названий или классификации поз и т.д. Есть такое слово – тьма. Так вот в отношении поз в йоге, сколько их? Да их тьма! Имеется в виду очень много. Зачастую в трактатах для указания количества поз применяются такие числительные, которые показывают, что их очень много, но не говорят конкретно сколько.

Итак, в йоге считалось достаточным 7-8 десятков поз для того, чтобы получить очень хороший результат в Хатха йоге. Но при этом никто не мешал вам, экспериментируя со своим телом, находить свои собственные позы.

С точки зрения философии и идеологии йоги, любая поза может как быть позой Хатха йоги, так и не быть ею. Все будет зависеть не от того, ЧТО вы делаете, все будет зависеть от того, КАК вы делаете.

Позы в Хатха йоге называются асанами. Так вот споры о том, что эта поза является асаной Хатха йоги, а эта нет, это вообще не понятно что. Т.е. такая градация с позиции гармоничной йоги, где все перетекает из одного в другое очень плавно, просто немыслимо. Кстати говоря, по этой же причине слово, что тот или иной человек делает неправильно позу йоги лишено смысла. Если он не делает одну позу йоги, он автоматически делает другую. Вопрос только в том, какой эффект он от нее получит, или как она, скажем, будет называться. Но сказать: «Вот ты делаешь правильно позу йоги, а ты неправильно», лишено смысла.

Любая поза может как быть позой йоги, так и не быть. Другой разговор, какой эффект мы от этого получим. Так вот в йоге выбрано 7-8 десятков поз, эффект на человека которых максимален. Эффект от других поз также есть, но он либо менее выражен, это уже более тонкая настройка под каждого индивидуального человека, либо тот же самый эффект можно получить за счет комбинации поз в этих 7-8 десятках.

Из этого следует, что для того, чтобы практиковать йогу, надо всего лишь изучить 7-8 десятков поз, а в дальнейшем, если мы вдруг начинаем чувствовать, что наше тело просит какой-то другой позы, которой не было в тех позах, которые мы изучили, но тело просит, мы делаем ее. Знаете, иногда тело просит, как собака или кошка просят, чтобы их покормили. Если мы вдруг чувствуем такую потребность, с позиции идеологии йоги, мы должны тут же сделать эту позу.

Это как беременные женщины, у них всегда, то она мела хочет съесть, то земли. Организм требует каких-то микроэлементов. Она может быть иной раз и не отдает себе отчета. До анекдотов доходит. «Принеси мне мел из той аудитории, он там вкуснее». А мел органического происхождения… Т.е. это не лишено логики «принеси мне мел из той аудитории, он там вкуснее». Это говорит о том, что женщина, ожидающая ребенка, становится очень сенситивной, чувствительной.

Вот точно так же и вы должны быть. Тело просит, проанализируйте, чего это оно вдруг просит? И попробуйте. Даже если эта поза не будет входить ни в какие каноны. Вы не пойдете против йоги, а наоборот, вы пойдете как истинные древние йоги. Надо избавляться от тенденции, которая сейчас правит бал, что существуют какие-то инструктора йоги, только они знают, как там что делать, вроде как небожители какие-то спустились с небес.

Да, действительно, истинный инструктор йоги, это звание с большой буквы. Но заключается оно не в том, как больше щеки надувать и изображать свою важность. А в том, как лучше помочь и гармоничнее помочь другому человеку раскрыться, а не подавлять его. «Ты неправильно делаешь, эта поза не так называется, а эдак, и палец должен смотреть в другую сторону». Т.е., к сожалению, мы сейчас видим тенденцию хамства в йоге. Человек пришел на занятие йогой. И вместо того, чтобы его раскрыть, его прессуют, чтобы показать свою значимость, что вот он инструктор – царь и бог. Это очень нехорошая тенденция, и она идет против йоги. Если вы с этим сталкиваетесь, знайте, что йогой там и не пахнет. Йога – это гармония. А всякое проявление хамства, нетерпимости или попытки самоутвердиться за счет кого-то или чего-то, это вообще не йога.

Но идем дальше. Так вот существует количество поз с более или менее устоявшимися названиями. Описание как их надо делать в древних трактатах занимает одно два предложения. И это многих обескураживало. Они думали: «Ага, они в трактате написали два предложения, а сами на ушко, наверное, тайные наставления шептали на 20-ти страницах». Нет, друзья, это противоречит самой идеологии йоги. Либо говорят все, либо не говорят вообще ничего.

Но так чтобы полуправда… Иначе было бы предупреждение. Обычно это предупреждение звучит следующим образом: «Делай так-то и так-то, а в остальном слушай своего Учителя». Но это касается сложных практик, медитативных и пр. Как правило, описание поз достаточно простое и иногда даже несерьезное. Иной раз, если человек вообще никогда раньше с йогой не сталкивался, очень трудно понять, что просят сделать. В некоторых трактатах более или менее понятно. Ногу сюда поставь, голову сюда поверни. Все ясно и понятно. А в отношении некоторых поз очень сложно понять, что вообще имелось в виду.