Теоретическая часть
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Освоение шельфовых месторождений» является обязательным для специальности 5В070800 - Нефтегазовое дело и включается в учебные планы в качестве профилирующей дисциплины.
Курс предназначен для того, чтобы дать знания будущим специалистам по вопросам проектирования разработки и добычи нефти и газа в условиях шельфовых месторождений; буровому оборудованию и техническим средствам бурения морских нефтегазовых месторождений; соблюдению мер безопасности, охраны труда и окружающей среды при разработке морских месторождений.
Курс является очередным этапом формирования бакалавра как специалиста, способного самостоятельно принимать инженерные решения, связанные с особенностями разработки и эксплуатации нефтяных месторождений на море, разбираться в гидротехнических сооружениях и оборудовании, задействованных в процессах добычи углеводородного сырья на шельфе.
В работе рассмотрены технические средства для освоения морских нефтяных и газовых месторождений, буровое оборудование, бурение и заканчивание скважин, самоподъемные и полупогружные плавучие буровые установки, подводное устьевое оборудование морских скважин, морские стационарные платформы, буровые баржи, способы эксплуатации скважин, а также расчеты, применяемые в освоении шельфовых месторождений.
Технические средства для освоения морских нефтяных и газовых месторождений
Теоретическая часть
Проекты освоения месторождений на шельфе существенно отличаются от проектов разработки наземных месторождений.
Главная особенность шельфовых разработок — высокие затраты и недостаточность места для размещения оборудования. Кроме ограничений на пространство тот факт, что скважины можно бурить только в определенном положении, ограничивает дренаж и ведет к использованию горизонтальных скважин большой протяженности. Хотя широкое применение подводных скважин до некоторой степени изменило это положение в течение последних лет, нужно помнить, что установка подводного оборудования на морском дне, бурение (с плавучих установок), связь добывающих установок с главной платформой и обслуживание скважин с плавучих установок в течение всей продолжительности проекта крайне дорогостоящи.
Каждый новый этап в освоении шельфа вызывает к жизни новые технические решения, соответствующие возникающей проблеме. Разработан целый спектр технических средств освоения шельфа, выбор которых определяется совокупностью технологических, геолого-гидрометеорологических, экономических, политических и других условий.
Для начальных этапов проектирования и выбора принципиальных конструкций мировых нефтегазовых сооружений используются базы данных, для которых принципиальным вопросом является классификация сооружений. За последнее время многими исследователями предприняты попытки систематизации и классификации техники и технических средств, участвующих в освоении морских нефтегазовых месторождений.
Учитывая технологический аспект технических средств (ТС), участвующих в освоении морского нефтегазового месторождения, а также возрастающую роль автоматизации в проектировании технических систем, предлагается классификация, разделяющая все ТС на средства для геологоразведочных работ (G), ТС для бурения скважин (D), ТС для добычи нефти (Р), ТС транспорта и хранения (Т), ТС для переработки углеводородов (R), вспомогательные ТС (О) .
В класс G включаются технические системы для геофизических и геологических исследований (геофизические суда, суда геологоразведочного бурения, спутниковые системы разведки и т.д.).
В класс D входят буровые платформы различного типа (стационарные, полупогружные, самоподъемные, с натяжными связями и т.
Класс Р включает в себя стационарные и плавучие технические системы для добычи нефти (промысловые стационарные и плавучие платформы, промысловые технические системы корабельного базировании и т.д.).
Класс Т объединяет ТС, служащие для сбора, транспорта и хранения углеводородов в морских условиях (трубопроводы, стационарные и плавучие хранилища различной глубины расположения, насосные и компрессорные станции разнообразного конструктивного исполнения, средства слива — налива танкеров, танкеры разной конструкции и т.д.).
В последнее время получили развитие технические системы группы R, включающие в себя ТС переработки нефти, обработки и сжижения газа непосредственно на месторождениях.
К вспомогательным техническим системам О отнесем ТС для транспорта людей и грузов, коммуникационные ТС и др.
Классы делятся на типы, например, в классе Р сооружений можно выделить тип «платформы», который, в свою очередь, делится на виды.
Конечно, предлагаемая классификация не претендует на абсолютность. Так, например, конструкции современных гравитационных платформ предусматривают емкости в базовой части опорного блока, служащие для хранения нефти. Но вместе с тем данная систематизация позволяет на ее основе построить автоматизированные системы, используемые при принятии решений проектного и управленческого характера. Среди технических средств освоения шельфа основную долю по затратам составляют морские нефтегазовые сооружения. Появилось множество новых терминов, которые требуют своего определения, например: «Технические средства освоения шельфа» (ТС) и «Морские нефтегазовые сооружения» (МНГС). Под ТС будем понимать все инженерные системы, используемые в процессе освоения морского нефтегазового месторождения. МНГС же включают в себя только те технические системы, которые участвуют в освоении шельфа и изготовлены с использованием строительных технологий. Морские нефтегазовые месторождения (МНГМ), морские сооружения имеют свой жизненный цикл (ЖЦ), который условно можно разделить на основные этапы проектирования (D), строительства (С) и эксплуатации (Е). В ряде случаев в целях усиления экологического аспекта при освоении морских нефтегазовых месторождений целесообразно выделить время утилизации месторождений и соответствующих им сооружений в отдельный этап (U).