По лекциям. (скинутые)
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Вступила в силу 4 апреля 1947 г. после ратификации 26 государствами.
Статья 6: никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию государства – участника, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Национальность воздушного судна определяется в зависимости от того, на территории какого государства оно зарегистрировано.
В настоящее время в сфере международных воздушных перевозок действуют одновременно 2 конвенции: Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (участвуют приблизительно 120 стран, в том числе Россия) и Монреальская конвенция 1999 г. с тем же названием. Вступила в силу 4 ноября 2003 г. Её ратифицировали свыше 70 государств. На территории ЕС она действует с 28.06.2004 г. Россия не участвует.
Варшавская конвенция от 12 октября 1929 г.
В Варшавской конвенциидано определение международной воздушной перевозки применительно к этой Конвенции (п.2 ст.1).
Воздушная перевозка является международной, если:
1) место отправления и место назначениярасположенына территории 2государств – участников независимо от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка,
2) место отправления и место назначения расположены на территории одного и того же государства - участника, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции.
Определение международной перевозки в Воздушномкодексе РФ совпадает с определением Конвенции (ст.101 ВК)
Устанавливает требования к перевозочным документам (глава II):
1. При перевозке пассажиров должен выдаваться проездной билет(ст.3).
2. При перевозке зарегистрированногобагажа должна выдаваться багажная квитанция(ст.4).
3. При перевозке груза отправитель составляет воздушно-перевозочный документ в трёх оригинальных экземплярах. Первый экземпляр носит пометку «для перевозчика». Он подписывается грузоотправителем. Второй экземпляр носит пометку «для получателя». Он подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с грузом. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается имгрузоотправителю по принятии товара (ст.5-8).
Перевозочные документы являются свидетельством заключения и условий договора перевозки. Они должны содержать уведомление, что перевозка подпадает под действие Варшавской конвенции, которая, как правило, ограничивает ответственность перевозчика.
Варшавская конвенция устанавливает ответственность перевозчика, условия и пределы ответственности, основания освобождения перевозчика от ответственности(часть III).
Перевозчик несёт ответственность:
1. за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесённого пассажиром, если несчастный случай произошёл на борту или во время операций по посадке и высадке;
2. за вред, происшедшийв случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если причинение вреда произошлово время воздушной перевозки. Воздушная перевозка охватывает период времени, в который багаж или товар находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли это место на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте в случае посадки вне аэродрома.
3. за вред, происшедший вследствие опозданияпри воздушной перевозке пассажира, багажа или товаров (ст.17 – 19).
Перевозчик не несёт ответственности, если он докажет, что им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что их было невозможнопринять (ст.20). Т.е перевозчик отвечает за вину. Вина перевозчика предполагается. Бремя доказывания невиновности перевозчика лежит на самом перевозчике.
По вопросу учёта вины самого потерпевшего в причинении вреда суд может применить право суда, устранив или ограничив ответственность перевозчика.
Предел ответственности перевозчика:
1. При перевозке пассажиров – в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 250 тысяч франков.
2. При перевозке зарегистрированного багажа и грузов – суммой в 250 франков за килограмм и 5 тысяч франков в отношении ручной клади пассажира. При объявлении стоимости багажа и груза перевозчик обязан уплатить сумму в пределах объявленной, если не докажет, что она превышает действительную заинтересованность отправителя в доставке.
Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в любую национальную валюту в круглых цифрах. Перевод этих сумм в национальные валюты, не имеющие золотого содержания, в случае судебного разбирательства производится в соответствии с золотой стоимостью этих валют на день судебного разбирательства.
Неприменение пределов ответственности перевозчика. Пределы ответственности, установленные Конвенцией, не будут применяться, если будет доказано, что ущерб является результатом действия или бездействия перевозчика или его агентов, имеющего целью причинить ущерб или носившего опрометчивый характер, с сознанием того, что это может причинить ущерб (ст.25).
Всякие соглашения сторон об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности недействительны (ст.23).
Варшавская конвенция устанавливает обязательное предъявление претензийпо грузам и багажу и предельные сроки предъявления таких претензий:
· в течение 7 дней со дня получения багажа и
· 14 дней со дня получения груза.
В случае задержки претензия должна быть предъявлена не позднее чем в течение 21 дня, считая с момента передачи в распоряжение получателя багажа или груза.
Если претензия в установленные сроки не предъявлена, никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего (ст.26).
Срок исковой давности – 2 года, которые исчисляются с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки (ст.29).