Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория познания
(Дидро, Гольбах)
Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические
тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их
философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими
воззрениями.
Существуют два направления французского материализма: одно ведет
происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический
материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле
слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет
прямо к социализму.
Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями механистических
материалистов своего времени. Он считает мир объективным и материальным.
Материя и движение, согласно ему, являются единственной существующей
реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и бесконечности мира.
Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как и другие материалисты
он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие материального мира. В
единый процесс развития мира он помещает и человека.
Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление согласно
его взглядам, не является свойством всей материи. Впервые вся материя
наделена лишь общим свойством “чувствовать” способностью к ощущениям.
Дидро занимался и методологическими вопросами и проблематикой систематизации
наук. И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает
значение работы ума, т.е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление,
которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, также как и
накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем к
углублению познания. Дидро выступает с критикой теологии и фатализма. Впервые
выдвинул идею материального трансформизма. Как философ он достигает глубины в
то время как Гольбах систематичности.
Д’Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как
непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением,
информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании
вещей внешнего объективного мира.
Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу
наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что, материя
находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник
движения находится в самой материи. Высказывал идеи о невозможности познания
сущности движения и материи. Впервые теория происхождения жизни на земле
(идея материального транформизма). Диалектический характер происхождения
человека. Создание философии воспитания. Человек самовоспроизводящаяся
машина.
С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание
детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут
быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и
человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и
всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также
константными законами. Движение протекает закономерно и является
универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным
закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с однозначной
необходимостью.