Философия Ф.Аквинского.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах

доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого

средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого

(1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы

христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было

преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с

догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса

Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о

том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и

суетность), Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем

подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно

Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств),

которые существуют только благодаря субстанциям. В зависимости от реализации

формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма,

согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (неорганические

стихии и минералы). На следующей ступени форма - конечная причина вещи,

которой поэтому внутренне при- суща целесообразность,- таковы растения.

Третий уровень - животные, здесь форма - действующая причина, поэтому сущее

имеет в себе не толь- ко цель, но и начало деятельности, движения. На всех

трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее.

Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип

материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная

душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая

разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы

имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не являются

самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий,

осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления.

Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа -

бессмертна. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди

человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное

определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и

Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный

на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным

поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. Учение Фомы

пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально

признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Этот

своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и

средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных

"скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с бога, который

есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое

сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере

движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ,

располагающихся на иерархической лестнице.

11.2 Единичное, особенное и общее.

Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное, общее -

диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные

формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную

определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие, пространственную

и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два предмета, явления

между собой, можно выявить своеобразие каждого из них, постигнуть единичное.

Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство, повторяющееся во всех

явлениях, признак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее);

во-вторых, закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-

всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Лишь конкретно-

всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного;

оно существует в виде закона, связывающего многообразие явлений в некоторое

единство, и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношения

предметов. Отношение двух предметов, в котором обнаруживается единичное,

является моментом этой развитой системы отношений. Тем самым единичное

предстает как необходимая форма существования всеобщего в действительности.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не

существует само по себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным,

от дельным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной

класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное

выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и

общим: скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика

единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью

обобщения. Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций,

человеческого опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус

общего. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов,

событий, указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.).

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением

поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его

выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и

"Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно устойчивые,

закономерные внутренние связи, присущие данному предмету, объединяющие

воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной предмет или

процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие свойств

предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета, постигаемые в

эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются законы,

составляющие сущность предмета. В истории философии существовали самые

различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например, рассматривал

сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как чувственно-

воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные идеалисты (Платон,

Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали ее идеальной. Такие

субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают вообще существование

сущности, поскольку для них явление - это совокупность ощущений, а кроме них

ничего индивиду не дано. Диалектический материализм признает объективное

существование и сущности, и явления, рассматривает их в тесной связи друг с

другом: сущность раскрывается в явлении, а явление обнаруживает сущность.

(Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от

сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д.).