Идеалистическая философия Платона: теория идей, теория познания и
Диалектика. Учение о государстве.
Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель объективного
идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”,
“Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев, Парменида,
Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании бестелесных
форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и отождествлял с бытием.
“Идеям” Платон противопоставлял небытие, отождествляемое с материей и
пространством. Чувственный мир, по Платону, как порождение бытия и небытия
занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, занебесны, не
возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и
времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и
времени. В центре космологии Платона учение о “мировой душе” - душа заключена
в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды
познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное
познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания
служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до
вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание,
но только вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон
поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод
познания-диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по
ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от
самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс
нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных вещей.
По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской
аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое
государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”):
государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп
граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией
кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения
труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль в
эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших
дней.
Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и