Идеалистическая философия Платона: теория идей, теория познания и

Диалектика. Учение о государстве.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель объективного

идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”,

“Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев, Парменида,

Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании бестелесных

форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и отождествлял с бытием.

“Идеям” Платон противопоставлял небытие, отождествляемое с материей и

пространством. Чувственный мир, по Платону, как порождение бытия и небытия

занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, занебесны, не

возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и

времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и

времени. В центре космологии Платона учение о “мировой душе” - душа заключена

в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды

познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное

познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания

служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до

вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание,

но только вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон

поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод

познания-диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по

ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от

самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс

нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных вещей.

По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской

аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое

государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”):

государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп

граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией

кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения

труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль в

эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших

дней.

Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и