Акты применения норм права: понятие и виды
По результатам правоприменения выносится акт применения права – официальный акт – документ, содержащий индивидуальное государственно – властно веление по применению права. Указанное индивидуальное предписание выносится по результатам решения юридического дела.
Акты применения норм права имеют общие черты с нормативно – правовыми актами:
- исходят от государства;
- обладают юридической силой;
- представляют собой письменные акты – документы
- обязательны к исполнению;
- обеспечиваются государственным принуждением.
В то же время они существенно различаются: нормативно – правовые акты содержат государственно – властные предписания общего характера, а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания, что выражается в следующем:
- нормативно–правовой акт содержит норму права, а правоприменительный акт – индивидуально – конкретное предписание;
- нормативно – правовые акты обращены к неопределенному кругу лиц, а правоприменительные акты – персонально указанным в них лицам;
- нормативно–правовые акты выражают метод общего нормативного, абстрактного правового регулирования, правоприменительные акты – основываются на методе индивидуального (казуального) регулирования;
- правоприменительный акт выступает юридическим фактом, а нормативно –правовой акт – нет.
Признаки актов применения норм права:
1) принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;
2) носят государственно –властный характер;
3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;
4) выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
5) имеют определенную законодательством форму и, как правило, включают в себя:
- вводную часть, указывающую наименование акта и издавшего его органа, место и время издания, лиц, участвующих в деле
- описательную часть, где излагаются установленные в процессе рассмотрения дела фактические обстоятельства и способы их доказательства
- мотивировочную часть, где обосновывается принятая юридическая квалификация дела со ссылками на действующие нормативно – правовые акты и акты официального толкования норм права
- резолютивную часть, где объявляется содержание решения, принятого на основе юридической квалификации установленных обстоятельств.
Классификация правоприменительных актов:
По субъектам правоприменения:
- органов государственной власти;
- органов государственного управления;
- органов правосудия;
- контрольно- надзорных органов.
По отраслевой принадлежности:
- применения норм уголовного права;
- применения норм гражданского права;
- применения норм иных отраслей права.
По характеру решения:
- запрещающие;
- обязывающие;
- управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
По функциональному признаку:
- правонаделительные;
- правообеспечительные;
- акты – регламентаторы.
По способу выражения:
- акты – документы;
- акты – действия;
- акты – символы.
По наименованию:
- приказы;
- постановления;
- указания;
- представления;
- резолюции;
- протоколы;
- решения;
- разрешения;
- предупреждения;
- предписания.
Правоприменение бывает позитивным и юрисдикционным.
Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, обмен жилыми помещениями, назначение пенсии и т.д. Таким образом, позитивное правоприменение– это применение диспозиций правовых регулятивных норм.
Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций в случае нарушения диспозиций норм права, т.е. реализация охранительных норм.