Акты применения норм права: понятие и виды

 

По результатам правоприменения выносится акт применения права – официальный акт – документ, содержащий индивидуальное государственно – властно веление по применению права. Указанное индивидуальное предписание выносится по результатам решения юридического дела.

Акты применения норм права имеют общие черты с нормативно – правовыми актами:

- исходят от государства;

- обладают юридической силой;

- представляют собой письменные акты – документы

- обязательны к исполнению;

- обеспечиваются государственным принуждением.

В то же время они существенно различаются: нормативно – правовые акты содержат государственно – властные предписания общего характера, а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания, что выражается в следующем:

- нормативно–правовой акт содержит норму права, а правоприменительный акт – индивидуально – конкретное предписание;

- нормативно – правовые акты обращены к неопределенному кругу лиц, а правоприменительные акты – персонально указанным в них лицам;

- нормативно–правовые акты выражают метод общего нормативного, абстрактного правового регулирования, правоприменительные акты – основываются на методе индивидуального (казуального) регулирования;

- правоприменительный акт выступает юридическим фактом, а нормативно –правовой акт – нет.

Признаки актов применения норм права:

1) принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;

2) носят государственно –властный характер;

3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;

4) выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

5) имеют определенную законодательством форму и, как правило, включают в себя:

- вводную часть, указывающую наименование акта и издавшего его органа, место и время издания, лиц, участвующих в деле

- описательную часть, где излагаются установленные в процессе рассмотрения дела фактические обстоятельства и способы их доказательства

- мотивировочную часть, где обосновывается принятая юридическая квалификация дела со ссылками на действующие нормативно – правовые акты и акты официального толкования норм права

- резолютивную часть, где объявляется содержание решения, принятого на основе юридической квалификации установленных обстоятельств.

Классификация правоприменительных актов:

По субъектам правоприменения:

- органов государственной власти;

- органов государственного управления;

- органов правосудия;

- контрольно- надзорных органов.

По отраслевой принадлежности:

- применения норм уголовного права;

- применения норм гражданского права;

- применения норм иных отраслей права.

По характеру решения:

- запрещающие;

- обязывающие;

- управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По функциональному признаку:

- правонаделительные;

- правообеспечительные;

- акты – регламентаторы.

По способу выражения:

- акты – документы;

- акты – действия;

- акты – символы.

По наименованию:

- приказы;

- постановления;

- указания;

- представления;

- резолюции;

- протоколы;

- решения;

- разрешения;

- предупреждения;

- предписания.

Правоприменение бывает позитивным и юрисдикционным.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, обмен жилыми помещениями, назначение пенсии и т.д. Таким образом, позитивное правоприменение– это применение диспозиций правовых регулятивных норм.

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций в случае нарушения диспозиций норм права, т.е. реализация охранительных норм.